|
|
|
|
www.psymoct.com ПЕТУХ И КРОШКИ*
МЕТОДОЛОГИИ (к 75-летию Г.П.Щедровицкого) *: см.
св. Причастие – символизм «крошек»; см. так же «Крошка Доррит», «Крошка Цахез», (но
– «Крошки Цахез»!
(Е. Чижова)); см. так же основы дифференциального и
интегрального исчисления (бесконечно малые величины и их интеграция в
значимые величины); см. так же Л. Толстой с его попыткой
ввести бесконечно малые субъекты исторического
процесса; «Но если в кучу сгрудились малые – Скройся
враг, замри и ляг! Партия
– рука миллионопалая, Сжатая в один громящий кулак!» (В.В. Маяковский, из поэмы «ЛЕНИН») 1. Расцвет, он же
закат «НеКлассической методологии». Ну вот, мы ничтоже сумяще ввели в оборот некое новое понятие – «НеКлассическая методология». Имея, конечно, в виду не ту методологию, которая сформировалась вокруг Московского методологического кружка (ММК), основания которой очень точно сформулировал г-н Рац в свой «не-юбилейной» статье: «как обеспечить мыслью и организовать новую практику в отсутствие теории» («НГ»), а ту, которую «основало» в начале 90-х новое поколение «методологов», дружно ринувшись на освоение открывшихся перед ними множества практик, многие из которых выходили за рамки уже теоретически освоенных не только в ММК, но и в новоевропейском дискурсе. Прежде всего (и «вкуснее всего!) - это властный дискурс и практики политтехнологий и т.д. Другие начали осваивать телесные или психологические практики, пытаясь сначала эмпирически и теоретически строить другой образ человека. Третьи, не удовлетворившись новоевропейскими рационализмами, попытались освоить и герметические практики, затем психоделические, оккультные, словом, «ввести в методологию эзотерические языки описания и оперирования реальностью». Еще одни осваивали духовно-душевные основы «человеководства» в рамках канонического православия или экуменизма. Все это можно было бы назвать по журналистски «кризисом», если бы кризис не был бы самым рабочим инструментом методологии. Методологи как раз и оперирует «одноразовыми знаниями», добывание которых в каждой конкретной ситуации базируется на множестве не вполне понятных инструментов, правил, предпочтений и т.д. До сих пор ходят легенды о том, как после разговора с ГэПэ («рабочее название» Георгия Петровича Щедровицкого), у многих вновьподписавшихся на методологический дискурс «что-то щелкало внутри» и они становились на многие годы «методологами». Правда потом, повращавшись во власти, в бизнесе и пр. многие благополучно переживали эту «детскую болезнь методо-лого-новизны» и превращались в благополучных чиновников, политиков, бизнесменов и т.д. но прелесть и могущество обладания мыслью реальности еще долго кружило им голову. Впрочем, это типично новоевропейская ситуация – cogito хочет ergo sum. Новейшая ситуация ХХI века, когда почти все крупные политические системы (РФ-99, США-09.11.2001, Соединенные Stadt’ы Европы-11.03.2004) перешли на использование терроризма как орудие управление ситуацией в сильно нестабильном мире (по принципу Пэркинсона – «если нестабильность нельзя изменить, то лучше самому стать источником гораздо более сильной нестабильности и, тем самым, сохранить управляемость ситуацией»), становится актуальной возвращение к самым основам, или вернее будет сказать, попытаться собрать воедино весь тот огромный практический опыт, который был накоплен в разных направлениях и лицах методологии к настоящему времени, как «ответ» на «вызовы» постгуманистических практик современных элит. И это звучит вовсе не высокопарно, а просто «ситуативно»: есть очень «завязанная ситуация», естественно нет сформулированного заказа от кого-то или чего-то (институции), а поэтому есть возвращение к ситуации ММК – нам просто интересно покопаться во всем этом! Чисто шкурный интерес!! М-да. Приложение к п.1: «…Сегодня речь идет о синергетике,
претендующей на «новое мировидение», хотя многие обобщения, сделанные в ходе
исследования самоорганизующихся систем, созвучны выводам, к которым пришли в
последние десятилетия представители различных философских школ и направлений.
С точки зрения синергетики, мир представляет
как совокупность динамичных, самоорганизующихся природных, социальных,
когнитивных систем, имеющих свои собственные закономерности и в тоже время
активно взаимодействующих друг с другом. Разнообразные возможности, которые
содержатся в системе, актуализируются в период утраты ею стабильности,
равновесия. Тогда она становится чувствительной не только к некоторым
аспектам собственной реальности, несущественным в состоянии равновесия, но и
к внешним случайным воздействиям. В моменты, когда
система может развиваться в сторону многих различных режимов, даже самое
полное знание, отмечает основатель синергетики Илья
Пригожин, не даст возможности вычислить, что произойдет, заменить
вероятность уверенностью. Особенно велика ответственность человека за свои
действия в период обострения режимов функционирования систем, когда он может
стимулировать развитие таких тенденций, которые способны привести к
разрушению системы. Поэтому в мире, основанном на «нестабильности и
созидательности», приходит к выводу Пригожин,
«человечество опять оказывается в самом центре законов мироздания». Однако
возникать могут ни какие угодно структуры, а их определенный набор,
задаваемый особенностями среды. Поэтому человек не столько управляет
происходящими процессами, сколько «направляет» их развитие в соответствии с потенциальными
возможностями
среды. Если на уровне не живой природы можно
еще говорить о наличии «законов», то применительно к миру человеческих
отношений - лишь о тенденциях развития.
…. Сегодня речь идет об «открытой»
рациональности, детерминируемой различными социокультурными
факторами, а так же особенностями индивидуальной психики человека, его
личностными установками, предпочтениями, интересами, мотивами. Соответственно меняется картина мира: если
в рамках неклассической рациональности мир распадался на множество
автономных, несовпадающих несовместимых «реальностей», сконструированных
сообразно тому или иному методу, то теперь речь идет о единой целостной, но
открытой, незавершенной, плюральной действительности, фрагменты которой
взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодействуют друг с другом». 2. ПостНеклассическая
методология. И вот теперь мы находимся в ситуации, когда время этого
«разброда и шатаний» постепенно начинает проходить. Сейчас становится не
только «видно» как далеко разошлись в разные стороны и практики разные
направления методологии и конкретные лица. Теперь уже порой самый простой
контакт уже невозможен. Одни уже за горизонтом видимости, другие – просто
завязли в чем-то и разном, третьим уже просто не интересно «просто так
копаться в чем-то таком»… Пушкин-Грилленкопф Ю.А. www.psymoct.com |
|
|
|
|