ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ    


        ''Третья сигнальная система'' Комментарии

      (к сборнику "Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии.")

  
 ______________________________________________________________________________




Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии

     Цитаты из работы И.П. Шмелева "Третья сигнальная система" в составе сборника "Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии." - М.: Стройиздат, 1990.- ISBN 5-274-00197-1. (Прим.: подчеркивания сделаны комментатором)
     "Известно также, что частые перестройки режима адаптации чреваты для человека болезненными следами. Поэтому в целях сохранения здоровья человек должен либо находиться в условиях стабильной среды, либо тренировать свой организм во избежание стресса при резких и частых перестройках, связанных с изменением средофактора... Когда древние говорили "Большое - в малом, малое - в большом", то они подчеркивали этой фразой условие гармоничного единства системы как целостного организма со всеми частными структурами, входящими в систему: их пропорциональную взаимообусловленность, т.е. резонанс, или, выражаясь современным языком общей теории систем (ОТС), инвариантность, без чего система не может функционировать в нормальном, т.е. в устойчивом режиме. Гармония вне этого условия исключается." (И.П.Шмелев, "Третья сигнальная система", 241)
     "В Древнем Египте: "Египтяне говорили, что две короткие стороны этого треугольника - это Озирис и Изида; гипотенуза - Горус, начало производное" (Хембридж Д. Динамическая симметрия в архитектуре. -М., 1984, с. 34)..."
     "В Древней Индии: "Индусы излагали эту теорему иначе. Они рассматривали гипотенузу как диагональ прямоугольника. Прямоугольники, которые они имели в виду, были прямоугольниками динамической симметрии" (там же).
     "В Древнем Китае: "В "Цзюч Жан суаньшу" словом Дао (выд И.Ш.) называется диагональ прямоугольника. Такую диагональ можно понимать как графическое изображение функциональных соотношений сторон прямоугольника. Так мы подходим к пониманию Дао как графика некоторой функции, что согласуется с коренным значением этого слова - "путь"" (там же с. 219).
     "Как известно, основоположником даосской концепции был великий древнекитайский философ Лао Дзы, традицию которого продолжил гениальный Чжуан-цзы."
     "Спираль Архимеда в круге есть топологический инвариант диагонали прямоугольника. ... диагональ круга, и притом единственная (?????), есть искривленный трек (спираль Архимеда), идущий от фиксированной точки периферии к центру круга."
     "Мы сталкиваемся с любопытнейшим абстрактным аппаратом, символизирующим "игру" пропорциональных отношений, причем эта игра ведется "в двух лицах" без внешнего вмешательства непрерывно и самопроизвольно, т.е. спонтанно: система вращается сразу в двух (!) направлениях - по ходу стрелки и против."
     "СДС - современная общесистемная абстракция эволюционного становления..." (251)
     "Наши "сиамские близнецы" - неопрокинутый (исходный) и опрокинутый (рефлексный) углы - соединены мостом, в качестве которого выступает метод соразмерных отрезков." (257).

    КОММЕНТАРИИ
Прежде, чем мы рассмотрим метод Золотого сечения применительно к Интернет-проекту "Радужный Мост" , устраним некоторые описки, существующие в комментируемом исследовании. При этом будем иметь в виду, что с момента его написания прошло 20 лет и автор наверняка уже давно внес исправления. Однако у нас нет иного издания работы, и мы должны показать, или исправить, обнаруженные описки.

рис.21

     Речь идет о "регуляторе пропорциональной зависимости", о коэффициенте, равном 0,118 (стр.261 сборника). Она определена как "разность длин диагонали и основания двусмежного квадрата, принятого за модуль" (там же). При этом дается поясняющий рис. "21", который мы здесь приводим.
     Простые арифметические расчеты дают,однако, другой результат: разница длин диагонали и основания двусмежного квадрата равна 0,236, а не половине этого значения.

И тем не менее, автор прав, говоря о величине 0, 118 как о "регуляторе пропорциональной зависимости", но его определение более сложное1 , и в книге показано на рис. "7" (стр.252), который также для удобства приведен здесь.

рис.7

    Простые арифметические вычисления дают нам значения, указанные на рис. "7". То есть "регулятор" - это величина, на которую сдвигается вписанный квадрат (заштрихован) относительно оси симметрии двусмежного квадрата. Автор решил упростить определение, взяв половину от величины 0,236, также отмеченной здесь на рисунке. Но именно здесь произошла описка, указанная выше.

рис.1
     На рис. 1 представлен общий вид МОСТА (по методу соразмерных отрезков).

рис.2

     На стр. 258 комментируемой книги показано, что "вокруг" золотого сечения существует бесчисленное множество других пропорциональных зависимостей. На рис. 2 представлен тот же МОСТ после акцентирования вертикали (вытянут по вертикали) специальным образом.


     В отличие от предыдущего варианта все три аспекта (два катета и "гипотенуза", или посредник между ними) здесь представлены и акцентированы равным образом, так как прямоугольный треугольник (или квадрат, составленный из двух таких треугольников) преобразован в равносторонний треугольник. Исходное состояние (состояние квадрата) представляет равным образом два катета (две стороны), скрывая третью (диагональ квадрата, посредствующий принцип). Произведенная трансформация позволяет оккультно разделить квадрат на два треугольника, причем два равносторонних треугольника, открывая и соединяя при этом все три аспекта (то есть они с-трое-ны, или по-с-трое-ны 2.)
     Сохраняется ли "золотая пропорция" при трансформации МОСТА по вертикали или горизонтали? Безусловно, так как мы имеем дело с пропорцией, или отношением отрезков (форм, Сил, Энергий), а это значит, что числитель и знаменатель могут пропорционально меняться. Причем не обязательно на некую константу, но в том числе и на переменную функцию 3 . Математически это выглядит так:
                                               регулятора пропорциональной зависимости
     Здесь мы возвращаемся к определению "регулятора пропорциональной зависимости", коэффициента, равного 0,118, как "разность длин диагонали и основания двусмежного квадрата, принятого за модуль". Дело в том, что при трансформации по вертикали основание двусмежного квадрата остается равным двум единицам, а высота и диагональ изменяются. Например, для варианта трансформации прямоугольного треугольника в равносторонний (углы по 60°), имеем вместо 0,236 величину 0,345. При этом по методу Хеси-Ра (Древний Египет, рис. "7") получаем вообще отрицательную величину. То есть строить Мост надо в базовом варианте4 , а трансформировать готовую конструкцию 5 . Здесь видим научное обоснование (или точнее подтверждение) того, что проект "Радужный Мост" начинается в энергиях Овна, с базового варианта, который постепенно трансформируется в вариант Христова Принципа.
     Для полноты картины следует иметь в виду возможность симметричных "разверток" МОСТА (рис. 3а) и сочетания с поворотами на 30°, 60° или 90° вариантами (рис.3 б и 3в).
рис.3
     Значение последнего замечания становится более актуальным, когда мы переходим к рассмотрению диагонали круга.
     Во-первых, следует уточнить, что диагональ круга, в отличие от диагонали квадрата, расслоенная 6 . Данное утверждение следует пояснить (рис. 4). Вариант "А" показывает, что и восходящая, и нисходящая диагонали в квадрате совпадают, нейтрализуя друг друга. Поэтому течение энергий идет по периметру квадрата. Вариант "Б" - это диагональ, проведенная от центра к периферии. Вариант "В" - это диагональ, проведенная от периферии к центру. Вариант "Г" - это полная (расслоенная) диагональ круга. Течение энергий идет независимо по двум ветвям диагонали. Это то, что касается ЦЕЛОГО.
     Однако в жизни форм справедливо учитывать и неполные варианты и сочетания неполных вариантов. Именно они описаны работе "Третья сигнальная система" (стр.268, рис.36-39). При этом отмечен (и математически обоснован) известный факт, что движение от центра к периферии и от периферии к центру порождают вращения противоположной направленности7 .
рис.4
     Важным моментом является изменение ритма пульсации гиперсферы в зависимости от направления движения: это то, что в эзотерике обозначается как мужской и женский аспекты. При этом мужской аспект - это первичная пульсация ядра ("шапка"), женский - вторичная пульсация оболочки, или эхо первичной ("кольцо").

рис.5

     На рис. 5 показан "спектр первичного гномона", или мужского принципа, (выражающего свойство голограммы), при сечении круга диагональю (двойственной по своей природе, потому спектр получается двунаправленным) от центра к периферии. На рис. 6 показан "спектр рефлексного гномона", т.е. отраженного от оболочки, или женского принципа, при сечении круга диагональю от периферии к центру.

рис.6

рис.7

     Соответственно на рис. 7 - полная версия метода соразмерных Энергий, то есть полная8 версия архетипа МОСТА между центром и периферией.
     Человечество, представляющее пульсацию оболочки, выражает женский аспект. Дэва-эволюция, представляющая пульсацию ядра, - мужской аспект. Их соединение призвано породить ЦЕЛОЕ, или божественного Гермафродита.
     "Радужный МОСТ" базируется на ЦЕЛОЙ диагонали гиперсферы бытия, в то же время последовательно реализуя и два "расслоенных" аспекта. В этом причина деления мистерий на три последовательно переходящих от одного к другому этапа. При этом первый этап выражает вращательное движение оболочек сферы.

Второй выражает расслоение сферы по секущей диагонали, или саму диагональ. Третий этап выражает соединение и оболочек, и двухслойной диагонали через пульсирующую сферу в целом. При этом следует уточнить, что в ПРОЕКТЕ мы работаем с соразмерными Энергиями 9 .
     ПРОЕКТ изначально базируется на "внутреннем" знании, однако для стороннего ума этот источник сомнителен, в связи с чем часто возникает "комплекс Фомы10": чем подтвердить, или доказать, истинность замысла? И здесь рациональную помощь оказывает метод Золотого сечения. Так выше уже было показано, что пропорция не изменяется при деформации Моста по вертикали или горизонтали. Но что-то же меняется, не проходит же такое воздействие бесследно?
     Простые математические вычисления дают следующую картину: основание прямоугольного треугольника (базовый для основного варианта Золотого сечения) равен √2, а стороны и высота - "1". "Вытянув" этот треугольник до равностороннего (основание и стороны равны √2), получим высоту равную √ 3/2, что примерно равно "1, 23". Это коэффициент "возвышения" материи: регулятор пропорциональной зависимости "0,118"11 , равный половине третьей позиции нисходящего ряда, возвышается до целого значения четвертой позиции того же ряда, что позволяет нисходящему духу более глубоко воздействовать на материю.

рис.8

     Последнее надо пояснить. Когда мы говорим о "регуляторе", то говорим и о Ключе, и о точке, от которой ведется гармонизация в обоих направлениях: вверх и вниз. В базовом варианте такой точкой является третий уровень нисходящего ряда, причем в неявном, или скрытом, виде, поскольку берется половинное значение. При трансформации вертикали в 1,23 раза

точка регулирования смещается вниз до четвертого уровня нисходящего ряда (см. таблицу), причем становится явной (проявленной, осажденной). Что это дает?


таб.1

     Поскольку данный комментарий направлен на истинную природу человека, то есть психическую, то нас интересует установление связи между высшим и низшим, между человеком и Творцом. Когда точка регулирования находится на третьем уровне, то в зону регулирования попадают только два уровня вверх и два (четвертый и пятый по закону симметрии), отчасти третий (шестой) вниз (связь есть, но отчасти и редкая). Когда точка регулирования смещается на четвертый уровень, то охватываются три вверх и три вниз, итого все семь. Здесь в одном из семи Ключей объяснение слов Нового Завета, что Христос после распятия был на три дня (три уровня вверх) и три ночи (три уровня вниз) заключен в сердце земли (четвертый, или срединный, уровень пространства человечества ).

     Обратите внимание на иконы, изображающие Христа или святых: они вытянуты по вертикали в 1,23 раза от физического прототипа. И все принимают гармонию, которую несет такая трансформация, как гармонию Святого Духа, гармонию связи человека с Творцом. Причина же в том, что это базовая пропорция Царства Божьего , с которым человечеству надлежит соединиться. Это часть - ритуальная, или церемониальная - Христова Принципа, МОСТА между человеческим царством и Царством Божьим.
     В связи с проектом и теми уровнями, что предложены его участникам, отметим, что третий уровень (точка регулирования гармонии в традиционном варианте) - это государственный. Государства, нации, народности, национальности - вот центры, вокруг которых человечество безуспешно на протяжении тысяч лет пытается выстроить свой гармоничный мир. Уровни "индивидуальный" и "семейный" здесь не участвуют, а потому страдают больше других. В варианте Христа центром регулирования становится уровень социальный12 , а все остальные - зависимые, или производные от него. Не случайно последние 100 лет именно социальные вопросы становятся во главу угла современного мироустройства: энергии Водолея уже воспринимаются и реализуются через переход к гармоническому ряду, обусловленному Христовым Принципом.
     Ранее упоминалось, что человечество по отношению к Царству Божьему негативно. Однако и само Царство Божье также негативно по отношению к Шамбале, места, из которого Господь изливает свою Волю, источника жизненности всех форм. Отношение всех трех можно выразить следующим образом: Шамбала (позитивна) - Царство Божье (негативно, восприимчиво к энергии Шамбалы) - Человечество (негативно по отношению к Царству Божьему, "негативно-негативно" или позитивно по отношению к Шамбале). Разные заряды притягиваются, а одинаковые отталкиваются. Поэтому для человечества строительство МОСТА есть смена полярности. Если позитивность Шамбалы принять за исходное состояние, то негативность Царства Божьего - это диалектическое исходное "отрицание" Шамбалы, которое по мере эволюции преодолевается. Соответственно, Человечество выражает по отношению к Шамбале исходное "отрицание отрицания"13 . Такая формулировка раскрывает сам ПУТЬ строительства МОСТА: через снятие некоторых ментальных и психических ограничений, обозначенных вторым словом "отрицание"; через принятие состояния и качеств, характеризующего Царство Божье и т.д. Трансформация Моста - это изменение поляризации через уход от "традиций предков", через отказ от ограничивающих "отрицаний", или неприятий. Динамический настрой, который создает проект "Радужный Мост", стимулирует естественный процесс внутреннего освобождения человека и перевода его на более высокий гармонический ряд.
     В связи с рассматриваемой темой иначе интерпретируется и масонский символ, описанный Шмелевым И.П. на рис. "27": он на всех уровнях членения разный14 . А именно: в Водолее он строится на основе числа ряда, расположенного ниже. Здесь мы также находим связь между упомянутым масонским символом и Георгиевским Крестом, который выражает седьмой уровень нисходящего ряда. Здесь также одним из следствий трансформации становится перевод регулятора пропорциональной зависимости из неявного вида в явный (золоточленный), а гармонизирующий эффект из субъективного начала в объективное, или осажденное, на всех семи уровнях пространства человечества.
     Более детальный анализ может дать и другие неожиданные результаты.
     Да не смущается сердце Ваше.
    22.12.2007

А. Александров. А. Александров

   _____________________________________________
      Прим.:
       (1) Возможно, попытка дать более простое определение и привела к отмеченному казусу.
       (2) В квадрате мы сдваиваем ("сдвоим") равновеликие аспекты, в равностороннем треугольнике строиваем (строим), соответственно, три.
       (3) Именно этот математически универсальный путь представлен в ПРОЕКТЕ трансформацией квадрата в ромб.
       (4) Это варианта Ветхого Завета, кульминировавший восхождением Моисея на Гору: народ остался у подножья, теряясь в догадках "куда этот человек делся?".
       (5) Это вариант Нового Завета, или учения Иисуса Христа.
       (6) Многомерный эффект Мёбиуса.
       (7) В отмеченной работе дано математическое обоснование известного факта, что мутабельный и фиксированный кресты имеют противоположное вращение. При этом кардинальный крест, символизирующий полную диагональ, вращается "вокруг самого себя". Кроме того, в авторской книге "Диалектика Вечности" (часть II) показано, что движение от центра к периферии порождает антивихрь, а от периферии к центру - вихрь. И они оба составляют поле взаимодействий в нынешней Вселенной.
       (8) С той лишь оговоркой, что этот архетип проявляет себя шестью вариантами в истинном и шестью в ложном (наведенном, рефлексном) виде.
       (9) В математической модели Шмелева И.П. речь идет о "соразмерных отрезках", площадях и объемах ими формируемых. На практике человек имеет дело с Силами (формами) и Энергиями (сущностью, духом этих форм). Поэтому наш МОСТ - это метод соразмерных Энергий. Из этого метода вытекает семиуровневое строение Жертвенника, трансформация его "камней" во времени и прочие процессы.
       (10) Апостола Фомы, который пожелал "вложить свои перста в раны Христа", чтобы убедиться в реальности видимого им.
       (11) См. стр. 261 вышеупомянутой книги. Здесь данный коэффициент исчислен для горизонтали, но в случае квадрата применим и для вертикали. В случае трансформации данные регуляторы также изменяются: в нашем случае он становится золоточленным для вертикали, но несколько "недотягивает" по горизонтали.
       (12) Его основой является "Любовь к ближнему".
       (13) Подробнее данное диалектическое отношение рассматривается в книге "Диалектика Вечности", ч. I (см. в библиотеке сайта www.psymoct.com).
       (14) Масонский относится ко второму в соединении с третьим. Именно в такого рода соединении состоит "регуляция пропорциональной зависимости".

WWW.PSYMOCT.COM