WWW.PSYMOCT.COM

UBHI «ВИШНЕВЫЙ САД». SEQUEL

Бизнес-фарт  в действиях

_____________________________________________________________________________

 

 

 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

 

 

Поле. Новая, недавно восстановленная часовенька безвинноумершего Фирса, возле нее колодец, большие камни из мрамора, тщательно реконструируемые могильные плиты, летняя эстрада, возле которой ряды скамеек. Видна свежепроложенная дорога в музей-заповедник. В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город (Таганрог), который бывает виден в хорошую, ясную погоду. Скоро сядет солнце. Х_ЭLLА в костюме Шарлотты, под мышками у нее чучела двух котов, Я_FIAT_РОМЕО в костюме Яши, ЭН_Ю_СIЯ в костюме Дуняши сидят на скамейки возле эстрады; ЕПИХОДОВ-Джамбо стоит на эстраде и играет на мандолине; все сидят задумавшись в ожидании экскурсии.

ЕПИХОДОВ-Джамбо (смотрит на дорогу, перестает играть). Едут.

 

Все встают, поднимаются на эстраду, садятся на скамейку на эстраде. ЕПИХОДОВ-Джамбо продолжает играть.

Из остановившегося автобуса с эмблемой Merrill Lynch — у них, если помните, такой веселый бычок — и подпись «Be Bullish!», выходят туристы, экскурсовод умело руководит их увеличивающимся объемом.

Все рассаживаются на скамейках.

 

Х_ЭLLА-Шарлотта (пытается играть роль, в раздумье). У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. Я прыгала salto-mortale и разные штучки. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я – не знаю… Кто мои родители, может, они не венчались… не знаю. (Достает из кармана огурец и ест.) Ничего не знаю.

 

Пауза.

 

Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет.

ЕПИХОДОВ-Джамбо (играя на мандолине и поет). «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги…» Как приятно играть на мандолине!

ЭН_Ю_СIЯ-Дуняша. Это гитара, а не мандолина. (Глядится в зеркальце и пудрится.)

ЕПИХОДОВ-Джамбо. Для безумца, который влюблен, это мандолина… (Напевает.) «Было бы сердце согрето жаром взаимной любви…»

 

Я_FIAT_РОМЕО-Яша подпевает.

 

Х_ЭLLА-Шарлотта. Ужасно поют эти люди…фуй. Как шакалы.

ЭН_Ю_СЯ-Дуняша (Яше). Все-таки какое счастье побывать за границей.

Я_FIAT_РОМЕО-Яша. Да, конечно. Не могу с вами не согласиться. (Зевает, потом закуривает сигару.)

ЕПИХОДОВ-Джамбо. Понятное дело. За границей все давно уже в полной комплекции.

Я_FIAT_РОМЕО-Яша. Само собой.

ЕПИХОДОВ-Джамбо. Я развитый человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направление, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер. Вот он… (Показывает на мандолину.)

Х_ЭLLА-Шарлотта. Кончила. Теперь пойду. (Роняет чучело одного кота.) Ты, Епиходов, очень умный человек и очень страшный; тебя должны безумно любить женщины. Брррр! (Идет.) Эти умники все такие глупые, не с кем мне поговорить… Всё одна, одна, никого у меня нет и… (Поправляет чучело кота.) И кто я, зачем я, неизвестно… (Уходит не спеша.)

ЕПИХОДОВ-Джамбо. Собственно говоря, не касаясь других предметов, я должен выразиться о себе, между прочим, что судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю. Если, допустим, я ошибаюсь, тогда зачем же сегодня утром я просыпаюсь, к примеру сказать, гляжу, а у меня на груди страшной величины паук…. Вот такой. (Хочет показать пустыми руками, затем, увидев чучело кота-Лопахина-juniora, показывает его.) И тоже квасу возьмешь чтобы напиться, а там, глядишь, что-нибудь в высшей степени неприличное, вроде таракана. (Брезгливо глядит на кота-Лопахина-juniora, затем чертит у него на лбу какую-то пентаграмму. Чучело совершенно неожиданно для зрителей оживает, жалобно мяукает  в зал и прыскает между зрителями, спасаясь от ЕПИХОДОВА-Джамбо.)

 

В зале оживление, женские крики: «Уберите своего кота!!!», «На помощь!», сильный мужской удар, затем еще и еще, затем мужской крик: «Брысь! Пошел! Дрянь!!».

 

Пауза.

 

Вы читали Бокля?

 

Зрители в недоумении – кому Епиходов задает этот вопрос? Голос вновьожившего кота-Лопахина-junior’а: «Верните человеческий облик!! Я требую сатисфакции!!».

 

Пауза.

 

Я желаю побеспокоить вас, Авдотья Федоровна, на пару слов.

 

Вновь, еще более решительно слышится голос вновьожившего кота-Лопахина-junior’а: «Верните человеческий облик!! Безобразие! Куда смотрит ОРУД!»

 

ДУНЯША: Говорите.

 

Голос кота-Лопахина-junior’а: «Ну, пожалуйста… Чего Вам стоит!!»

 

ЕПИХОДОВ. Мне бы желательно с вами наедине… (Вздыхает.)

 

Кот-Лопахина-junior’а, появляется из задних рядов: «Ну… просите, чего хотите!! Хотите – отдам свой нефтеналивной терминал??! И не буду больше загрязнять город…»

 

ДУНЯША (смущенно). Хорошо… только сначала принесите мне мою тальмочку… Она около шкапа… Тут немножко сыро…

 

Кот кричит: «Ура!!! Я спасен!!!». Убегает по направлению к музею.

 

ЕПИХОДОВ. Хорошо-с… принесу-с… Теперь я знаю, что мне делать с моим револьвером… (Берет мандолину за гриф и со всего размаха бьет ею по эстраде. Раздается звук лопающей струны, причем не одной, а сразу всех.  Он поднимает торжественно остатки мандолины и шествует с ними на направлению к усадьбе.)

ЯША. Двадцать два несчастья! Глупый человек, между нами говоря. (Зевает.)

ДУНЯША. Не дай бог, застрелится.

 

Пауза.

 

Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий и печальный.

 Экскурсовод делает знаки всем потихоньку подниматься и идти в усадьбу.

 

Я стала тревожная, всё беспокоюсь. Мне еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь… Страшно так. И если вы, Яша, обманите меня, то я не знаю, что будет с моими нервами.

ЯША (целует её). Огурчик! Конечно, каждая девушка должна себя помнить, и я больше всего не люблю, ежели девушка дурного поведения.

ДУНЯША, Я страстно полюбила вас, вы образованный, можете обо всем рассуждать.

 

Пауза.

 

ЯША (зевает, смотрит на пустеющий скамейки). Да-с… По-моему так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная.

 

Пауза.

Вопросительно смотрит куда-то за кулисы. Оттуда высовывается голова АЗЪ_A_ЗIРА, он показывает им продолжать играть, даже перед пустым залом.

 

Приятно выкурить сигару на чистом воздухе… (Прислушивается.)  Сюда идут… Это господа…

 

Дуняша порывисто обнимает его. Из-за сцены появляются ГИРШЪ, РАНЕВСКАЯ и СИМЕОНОВ-ПИЩИК. Садятся на опустевшие скамьи.

 

Идите домой, будто ходили купаться, идите этой дорожкой, а то встретятся и подумают про меня, будто я с вами на свидании. Терпеть этого не могу.

ДУНЯША (тихо кашляет, в зал). У меня от сигары голова разболелась… (Уходит.)

 

ГИРШЪ (хлопает в ладоши). Спасибо, друзья!! Сыграно бесподобно.

 

Из-за кулис появляются ЭН_Ю_СIЯ, Х_ЭLLА, Я_FIAT_РОМЕО. Выходят на авансцену, кланяются.

Уходят в кулисы.

 

ГИРШЪ. Ну вот, дорогой Вы мой, первое действие нашей драмы, или, лучше сказать, экшн-действия, завершено. Как Вы видите, все пока идет по нашему, вернее, по Вашему сценарию… Процесс активации правильно пошел. Теперь все дело в руках АЗЪ_A_ЗIРО, но я за него беспокоюсь – ему приходилось разруливать и не такие ситуации. Один джамб с Федором Кузьмичем чего стоит! (Отпускает жестом появившуюся х_ЭLLУ.) Господа каялись и предавали друг друга в казематах Петропавловки, а он организовал вполне сносный вирус с лже-смертью императора и перерождением его в богомольного старца… И ситуация правильно сзиповалась на сто лет. А работа нашего кабальеро с брошенным и опозоренным бегством отца бывшим купеческим сыном по фамилии Чехов! Блеск. И до сих пор ждет своего часа вирус имитации лже-смерти и бегства вышеупомянутого Чехова в Африку. Просто приятно было наблюдать за его работой.

 

РАНЕВСКАЯ смотрит на него, затем делает знак. ГИРШЪ делает отрицательный жест: «Еще рано».

 

СИМЕОНОВ-ПИЩИК (тревожно). Что Вы понимаете под словами «процесс активации правильно пошел»?..

 

Появляется кот, несущий в зубах уже никому не нужную тальмочку,  ластится к РАНЕВСКОЙ. Та забирает шляпку у него и задумчиво щекочет ему подбородок. Кот начинает мурлыкать.

 

ГИРШЪ (смотрит на них, затем поворачиваясь к нему). М-да… О чем-бишь я?! Ах, да! Об успехе нашего друга… Хотя, я все же не назвал бы его решение «успехом», скорее – «вынужденный инверсный ход», так будет точнее. Дело в том, что, если вы помните, есть вирусы и есть антивирусы. Одни создают бизнес-фарт-проекты, как наш котообразный друг, другие… (Глядя на СИМЕОНОВА-ПИЩИКА.) Пытаются восстанавливают свои разрушенные семьи, но то и другое можно рассматривать как некие вирусы. У каждого из них свой код, свой активирующий момент, своя программа работы. Отработав свой цикл, реализовавшись, так сказать, вирус замирает, ожидая своего нового часа. Антивирусы интереснее – они ведут войну с вирусами, причем непрерывно. Правда, и тут и там мы оставляет за скобками рассмотрения автора. Автор, перестающий думать своего вируса, как правил, теряет его, так как все время образуется новые, более хитрые и агрессивные.

 

РАНЕВСКАЯ берет кота-ЛОПАХИНА-Juniora на руки, поднимается, идет к сцене. ГИРШЪ тоже поднимается, согласно кивает головой, ведя за собой СИМЕОНА-ПИЩИКА.

Над сценой появляется луна полумесяцем. РАНЕВСКАЯ поднимает руки, и кот плавно перемещается на рог полумесяца. Сидит там, дико оглядываясь по сторонам, боясь от страха даже мяукать.

Руководители уходят.

Бывшие актеры выходят на сцену.

 

ЭН_Ю_СIЯ. (смотрит на кота). Негредо и альбедо.

РОМЕО. Донья, как всегда, любит театральные спецэффекты.

ЭН_Э_СIЯ. А мне нравится. Кис-кис-кис!

 

Кот начинает тревожно мяукать.

 

РОМЕО. Спустите его. Я не могу лицезреть мучения бедного животного.

ЭН_Ю_СIЯ. Нельзя! Процесс трансформации еще не дошел до своей критической точки. (Надевает оставленную РАНЕВСКОЙ тальмочку.) А вообще – какой он был, этот Лопахин? Рыженький?

РОМЕО. Не бойся. Роль бледнолицей у нас отведена х_ЭLLЕ. У нее очень хорошо получается.

ЭН_Ю_СIЯ. А я бы в этот раз предложила бы мессиру себя.

РОМЕО. Ты бы лучше обратись к Донье, она в этих делах как раз отвечает за чистоту эксперимента. А то, если хочешь, я бы мог за тебя похлопотать…

ЭН_Ю_СИЯ. Естественно, не бескорыстно…

РОМЕО. Бескорыстно у нас только вон Джамбо свои арканы всем сует кому не попадя! Недаром к нему так и прилипла погоняло «двадцать два несчастья», так как никто толком с этими арканами сейчас работать не может, и получается всякий каламбур – вместо нефтеналивного терминала – гнев губернатора Чуба, вместо убитого мэра – глупый хлопчик с завода и так далее… Надо смотреть фактом в глаза…

ЭН_Ю_СIЯ. Правильнее будет сказать - в лицо!

Я_FIAT_РОМЕО. Вечно ты любишь исправлять! В глаза, моя милая лже-Дуняша с белыми, нежными руками… (Подсаживается к ней на скамейку, пытается обнять. Та сопротивляется.)

ЭН_Ю_СИЯ. Скоро уже снова играть!

Я_FIAT_РОМЕО. Да нет, они еще только-только в зал с приведениями зашли, сейчас им х_ЭLLА являться станет  в виде ожившей покойницы. Негредо так негредо, всякие ужасы, травмы, боль и смрад… (Снова пытается приобнять ЭН_Ю_СIЮ. Та решительно отпихивает его.)

 

Кот резко мяукает, испускает струю мочи и кала и, не удержавшись, падает с луны прямо на них.

Крики ужаса, боли, ЭН_Ю_СИЯ пытается спасти свой театральный костюм от нечистот кота. Тот лежит, не двигаясь.

 

Я_FIAT_РОМЕО (отряхиваясь). Подох, что ли?...

ЭН_Ю_СIЯ. Как же! Подохнет он! (Пихает его носком туфли.) Вон, моргает, зараза!

Я_FIAT_РОМЕО. Прямо на меня упал! Кто бы сказал – не поверил! Пойду, спрошу – вдруг это происки Джамбо-ЕПИХОДОВА, что-то слишком уж точно гад на меня попал. А ведь давеча что-то он мне такое говорил, мол, что себе пожелаешь и т.д. Чувствуя знакомый запашок-с…

ЭН_Ю_СIЯ. Фу! Дрянь какая! Как я теперь играть-то буду!

Я_FIAT_РОМЕО. А так и будешь – зрителям такие штучка сейчас только и подавай, а на простого Чехова уже никто и смотреть не хочет: ну продали этот сад, и что?! Какая в этом, польза и смысл? Вот когда Клинтон Монику Левински в Белом доме ухаживал, об этот и спектакль или книгу можно прочитать. А так… Если бы мне не обещали участие в новом мегаевропейском проекте, только бы меня и видели здесь!

ЭН_Ю_СIЯ. Какой важный! А что ж мы тогда от бедной девушки хотели – попользоваться и в кусты?!

Я_FIAT_РОМЕО. Ну почему обязательно в кусты?! А почему бы, собственно говоря, и не в кустах?! (Довольный своим каламбуром, смеется.)

ЭН_Ю_СIЯ. Смотри, кто-то из часовни идет!... Наверно, турист от группы отбился. Вот будет госпоже экскурсоводу! И поделом, мне она давно уже казалось какой-то фурией…

 

От часовни идет старик во фраке и белых перчатках. Что-то бормочет на ходу. Слышны только отрывки фраз: «Пустой человек… Недотепа… уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится… Один на весь дом».

 

Я_FIAT_РОМЕО (провожая его взглядом). Так это же Фирс! Вот – бэст!!

ЭН_Ю_СIЯ. Какой еще Фирс?... Неужели тот самый?!

Я_FIAT_РОМЕО. А ты думала!

ЭН_Ю_СIЯ. А кто же тогда в часовне лежит?!

Я_FIAT_РОМЕО. Естественно, никого… Очередной вирус.

ЭН_Ю_СIЯ. Или анти-… Вот это да!! Об этом я не знала.

Я_FIAT_РОМЕО. Ты еще много не знаешь, крошка! Тебе еще учиться и учиться у опытных людей, а ты уже – вон, в самое рубедо лезешь! Заработаешь штрафной круг, да и не один, дорогая. (Приобнимает её.)

ЭН_Ю_СIЯ. Фу! Как от тебя пахнет котом!

Я_FIAT_РОМЕО. Миль-пардон! От Вас, конечно же, пахнет фиалками и жасмином… (Целует её в щеку.)

ЭН_Ю_СIЯ (все еще под впечатление от воскресшего старика Фирса.) Надо же! Сколько ж ему лет!

Я_FIAT_РОМЕО (играя её локоном). А он, наверное, Вечный Жид, или еще какой-нибудь вирус…

 

Из-за автобуса появляется водитель с ведром. Идет к колодцу, набирает воды, возвращается. Берет щетку, стирает с бока автобуса надпись, из-под которой проступает новая: веселый ребенок на белом коне на фоне огромного солнца. Слоган: «¥€$ – и ты-$».

 

Кстати, а не решить ли нам обе проблемы сразу? Возьмем у водителя ведро воды, всполоснем наши одежды, а пока они будет сохнуть, познакомимся с внутренним устройством автобуса?

ЭН_Ю_СIЯ. А что там, внутри?

Я_FIAT_РОМЕО. А Вы что не знаете?! О-о-о-о! Там же есть прямая трансляция из зала чудес. Где, как Вам и хотелось, будут происходить всякие трансформации… и фокусы!

ЭН_Ю_СIЯ. Ну, мы быстро! Правда?

Я_FIAT_РОМЕО. Чиста, самая, буквально, альбедовская чистая правда. (Встает, держа ЭН_Ю_СIЯ за руку, и пятясь ведет её к автобусу).

ЭН_Ю_СIЯ. Ну, мы на минутку! И сразу будем готовится к спектаклю!..

     

Они подходят таким странным образом к автобусу, Я_FIAT_РОМЕО что-то говорит водителю, тот согласно кивает и выходит из автобуса. Они поднимаются вовнутрь, закрывая за собой дверь.

Водитель смотрит на окна автобуса.

 

ВОДИТЕЛЬ: Эй, на барже!

 

Из окна выглядывает уже полураздетый Я_FIAT_РОМЕО.

 

ВОДИТЕЛЬ: У тебя, парень час! Успеешь? (Я_FIAT_РОМЕО делает успокоительный жест рукой.)

 

ВОДИТЕЛЬ смотрит по сторонам, затем направляется к реке.

 

Занавес