PSYMOCT.COM

 

 

 

 

Депутату Городской Думы

Сироте Е.В.

Пушкина-Грилленкопфа Ю.А.

 

 

 

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

 

 Содержание: проблемы при создании нового городского бренда – старца Павла Таганрожского, и предложения по брендингу.  

 

В 2009 году православной общиной города Таганрога будут проводиться празднования, посвященные 10-летию канонизации Святого Блаженного Павла Таганрожского. На встрече с Вами (15.12.2008 г.) в Православном центре семьи и молодежи, отцом Алексеем было предложено придать этому празднованию городской статус. Так же было предложено сделать образ старца Павла брендом города Таганрога.

 

Опыт создания личностных городских брендов в городе Таганроге (А.П. Чехов, Петр I, Александр I, Ф.Г.Раневская), связанных с историей города, позволяет предположить, что создание регионального (или в перспективе – южнороссийского) бренда, неминуемо столкнется с очень специфическими трудностями, связанными как с фигурой самого старца, так и с особенностями создания бренда, связанного с религиозной тематикой. И в этом смысле надо прежде всего понимать цели, для которых создается городской бренд.

Дело в том, что пока функции бренда понимаются крайне узко – через призму экономической выгоды: вложив столько то рублей в рекламу («раскрутку») брендируемого объекта, субъект активности получает некие преимущества на том или ином рынке, в нашем случае – туристическом и рекреационном. Во многом история самой канонизации Павла Павловича Стожкова напоминает эту же самую логику: не получив до революции от официальной православной церкви оценку своих деяний, достаточную для его канонизацию, но став центром притяжения многих верующих, фигуру «старца Павла Таганрожского» стал продвигать в комиссии по канонизации о. Александр, Благочинный Таганрогского прихода. Его поддержали влиятельные таганрожцы, работающие в структурах госвласти в Москве. И произошедшая в 1999 году канонизация, действительно стала рубежным этапов в развитии Таганрожского благочиния: фигура старца Павла стали притягательной для многих паломников из самых разных уголков юга России и даже Украины.

 

И здесь возникла первая трудность – подняв старца Павла как образ явленного в Таганроге святого, о. Александр (Клюньков) должен был проявить и соразмерить свои личные качества с качествами «местоблюстителя почитаемого святого». У него, меж тем, начались серьезные трудности и даже печали, уносившие его близких одного за другим. И это тоже не случайность, а та самая «трудность», с которой сталкивается человек, всерьез начавший создавать место для проявления святости в мирской жизни. Затем случились еще одни трагическое событие – пал от пули убийцы мэр города Таганрога С. Шило, поддерживавший идею брендинга.

 

Сам о. Александр, переживший большую духовную драму, решил все-таки продолжить расширять место для святого делания, и попытался создать женский монастырь в городе Таганроге. Но до сих пор эти попытки не увенчались успехом. Оказалось, что для нового подъема в духовном делании в городе есть какие-то границы, не видимые с точки зрения культуры, но очень заметные для взгляда посвященного.

 

О чём идет речь?

 

Дело в том, что сама история появления в Таганроге в середине двадцатых годов позапрошлого века 30-летнего юноши, который пришел в место, связанное со смертью императора Александра Благословенного, и стал служить некой миссии, которую он выражал как свою жизненную задачу, по своему, примечательна. Даже появившаяся вскоре легенда о старце Федоре Кузьмиче, передававшаяся из уст в уста, и ставшая основой для одного из неоконченных повестей Л.Н.Толстого, была более известна, чем история причин смерти императора, возглавлявшего русский народ в отечественной войне 1812 года.

 

В ходе выполнения работ, проводившиеся в нашей лаборатории (отчеты по теме на сайте www.psymoct.com) в течение 2000-2008 годов, была выявлена интересная историческая информация: смерть императора была сознательно вызвана. С точки зрения современных научных представлений, специальное психофизиологическое воздействие (в котором принял косвенное участие и высланный в 1819 году в южную ссылку А.С. Пушкин), приведшими к летальному исходу, основывалось на принципах синхронистичности (К.Г. Юнг). Но само воздействие включало в себя не только устранение конкретного лица (Александра Павловича Романова), но и нарушение сакральности пространства, составляющее основу преуспевания любой монархии, и ускоренный переход к демократическим формам представительства народной власти. Тайные дворянские общества, совершившие этот акт, попытались далее провести вооруженное выступление в Санкт-Петербурге в декабре 1825 года, но были подавлены верными правительству войсками.

Однако, само нарушение сакрального пространства, произведенное еще до восстания и смерти императора, осталось, и требовало (?) восстановления. Или компенсации. Именно тогда в Таганроге и появился молодой странствующий «калика», который и взял на себя задачу удержание порушенной целостности.

 

И неудача петербуржского выступления тайного  общества во многом основывалось на том, что им не удалось до конца разрушить это пространство, и в нём поднялись наружу такие скрытые и глубокие пласты, которые тянутся уже не только в XVII век, когда пришла на царствие династия Романовых, но и более глубокие, связанные с самим возникновением Русской монархии в 14 веке.

 

Словом, история старца Павла оказывается самым тесным образом связанной с самим возникновением Российского государства, и потому для своей реализации требует специальной подготовки и бережного ведения, так как чистота помыслов и деяний в таком случае становится весьма критичной величиной не только для людей, решивших заняться сакральным брендингом, но и для всего города.

 

И это, на самом деле, та самая проблема, о которой нам хотелось «упомянуть» (в настоящей докладной записке).

 

Потому что за простотой и даже накатанностью процедуры брендинга «для провинции» может возникнуть новые сложности. С одной стороны, ортодоксальные православные верующие почувствуют, что их идея предана на потеху праздно публике, которая не только не видит всей чистоты и святости подвига старца Павла, но и всячески акцентирует внимание на негативных или маргинальных сторонах жизни святого. С другой стороны, многие «простые таганрожцы», не поймут странную, непонятную, но очень ответственную обязанность соработничества этой исторической миссии. Начнется трудноописываемая динамика тлеющего конфликта.

 

Пока что ограничимся этой констатацией будущей проблемы (или вызова).

 

Можно начинать с разных сторон подходить к проблеме той же ливневой канализации в городе. Но она, тем или иным боком, нас приведет к той же проблематике - возникновению в городе новой традиции и нового отношения к пространству города как пространству развития.

 

 

 

С уважением,

 

 

18.12.08 г.

 

                                                               Пушкин-Грилленкопф Ю.А.                 

 

 

P.S. С праздником Николая, архиепископа Мир Ликийских.