PSYMOCT.COM

ЭРОС, ХАОС И «НЕ ВЕРЮ!»

 

От редакции: Статья С.Е.Кургиняна в «Завтра» (№28) под очередным нумером («Медведев и развитие - №17») заставила нас изменить своему сериальному принципу развития «!полета на Марс» и обратиться к действительно важной и очень интересной теме смертоносности троичности для русской двоичной, по преимуществу, культуры.

Сергей Ервандович выбрал наиболее жуткие бинары, которые можно было найти в культуре – Эрос и Танатос, и предложил их как понятийное поле для анализа переходной ситуации – то ли в «перестройку-2», то ли в М3 (по нашей терминологии). Но помимо Фрейда, предложившего указанные бинары, в одно с ним время работал и другой деятель осмысления реальности – г-н Ницше, который предложил свою пару – Аполлон и Дионис для описания основного двоичного поля культуры, сформированной из древнегреческого корня. Третичный член в этом поле был вырожденным, слабым, так и не поднявшимся до высот своих принципов – человеческий герой, Прометей, Геракл, Эдип, который порождал ту самую сериальную последовательность подвигов, свершений, которая никак не могла прекратиться и требовала своего бесконечного, по сути дела, продолжения. Греческий миф так и не смог найти своего высшего элемента, превращавшего бы его в кватернер, где человекогерою наследовал бы Богочеловек, завершивший человеческую историю не трагедией, как мы имеем в случае древнегреческой культуры, но мистерией проявления в человеке своей сущностной природы.

В этом смысле простое противопоставление или простое сопряжение двух частей бинера ничего не дает – соединившись, они просто уничтожают двух друга. Необходим третий элемент, который бы взял на себя функцию соразмерно соединения их, не сводимого к простому уничтожению. Поэтому ни сама пара Эрос и Танатос, ни сам ужасный Танатос ничего страшного для русской культуры не несет – гораздо важнее как они соединяются между собой, т.е. структура третьего «мерного» члена, как раз и создающего закон развития той или иной среды.

В известной и не раз цитировавшейся нами статье М. Эпштейна о бинарности и троичности в русской культуре предлагался переход её в новое состояние, где бы третий член, столь слабо проявленный, а вернее, отрицательно проявленный в русской культуре, получил право на существование, и не просто на существование, но и на его основе смогла бы развиться иная область русской культуры, давшая бы возможность для менее катастрофических процессов саморазвития. Слабое описание этого нового русского члена, его возможные сюжеты в поле русского мифа можно было отнести к оптимистической фазе мыслетворчества 90-х годов. Следующие события, появление целого этапа в развитие постсовесткой России заставляет нас более внимательно отнестись к задаче описания (или проектирования!) этого нового члена, ибо, как нам кажется, С.Е.Кургинян ни мог не знать всей этой кухни, но как и Д. Галковский готов ограничиться рассмотрением только двух членов триады, тогда как именно в сознательном конструировании этого нового члена и может заключаться шанс не свалиться в перестройку-2.

 

  1. ТроЯНский конь.

Двоичность русской культуры с неизбежностью приводила к катастрофическим феноменам в переходные периоды. Танатос, до того жестко разделенный с Эросом в период относительно кризисного развития, вырывается в лидеры. Если говорить образами уравнений, то на место относительно сбалансированной отрицательно-положительной обратной связи между властью и обществом, характеризующийся переменно-глубоким разрывом между слоями управления и управляемой средой, приходит положительно-отрицательная связь, когда «волны народной стихии буквально захлестывают всё вокруг, круша и разрушая саму основу своего жизнесуществования. Элита, начинающая по разным причинам подыгрывать волнам разрушения, быть то Горбачёв или Иван Грозный, начинает соединять мир людей не с высшими слоями, но с нижними мирами (см. хороший комментарий об этом к статье С.Кургиняна на сайте www.zavtra.ru). Демон государственности начинает разрываться между внешним напором и внутренней изменой демонических сущностей, переставших поставлять ему живительный гавах (государственнические эманации больших групп людей), и становится не способным к удержанию вторжения сущностей разрушения в зону его ответственности. (Но еще ранее с него снимается санкции Демиурга русского народа, приводящие к такому концу, но об этом – чуть позже).

Внешняя троичность, заимствованная в более развитой западной культуре, очень часто приводила к вырождению русского этноса. Он начинал довольно быстро мутировать в маргинальный локус западного мира, сбрасывая с себя огромный куски как своих территорий, так и человеческих масс, не способных выжить в новых условиях. Именно здесь возникает образ орла-стервятника (см. работу С.Кургиняна в сборнике «Иное»!), хватающего в свои когти расползающуюся ткань русской жизни и проносящего через закрытое «горлышко» только отдельные её куски (остальные затем или сгнивают, или медленно процеживаются через «горлышко» с течением времени).

Откуда возникает эта птица? Откуда обратное время, почти полностью завладевающее к этому моменту всей русской пространственностью, вдруг получает импульс к новому развитию, к новому этапу своего существования?

Нам кажется, что именно через тотальный кризис уничтожения в русской культуре и включается (проявляется как существующий) верхний элемент третьего члена, который несет на себя провиденческие задачи его (народа) возникновения и существования. Другое дело, что, по-своему прав был Д. Галковский в «Бесконечном тупике», Богочеловеческая компонента, столь ярко вспыхнувшая (проявившаяся) в русском символизме конца XIX века, не задела ни слой религиозности (идентичности), ни цивилизационный, так и оставшись достоянием отдельных групп интеллигенции, быстро сметенной к тому же, потрясениями ХХ века. Птица Красного проекта уже не была Сирином или Алконостом верхних миров, она больше напоминала Огневищ, рождающихся при внутреннем сгорании органоподобных минералов. Это было эхо того Огня (отражения в ней Слова), который когда-то приняла на себя материя, и которую теперь она сжигала сама в себе для получения трансформационного передела. ТЕхнологизированные Страдалища ГУЛАГа или Аушвица – это попытка материи найти в самой себе источник для самотрансформации, но в итоге получается опять же – только нижний член триады, который заставляет или множить страдания, или примириться с тем, что с разгоном очередной волны развития придется повременить, если не удается использовать ресурсы и энергию менее развитых пространств.

 

  1. Так как же нам быть?

Всё это очень хорошо, даже литературно-образно, но… что же делать нам, когда нас снова пытаются использовать в качестве сырьевого придатка, сбрасывая на нас уже отработавшее своё технологии и запуская при этом в нашем пространстве плохоуправляемые (нами) процессы саморазрушения?

Чинить свои уравнения?

Но изнутри их починить нельзя – в самой культуре записано и не раз переписано четкое разделение Хаоса и Гармонии. «На том стоит и будет стоять…».

Извне?

Но там царствует самотрансформирующийся западный культурный трехчлен, который не даст ни себя переписывать, ни переписывать вне-себя чужие уравнения, так как это привнесет заметный дисбаланс и в его балансовые уравнения.

Что так же караемо…

Тогда получается, что переписывать эти уравнения можно только на границе своего-чужого культурного полей. Да еще, вероятно, там, где чужая троичность максимально проявила себя как танатоносительная, т.е. контринициатическая (для русского поля).

Опять мы получаем Taganrog (TARO-grad).

Свои сюда не сунуться – так как тут же получат активацию разрушение по полной программе. Чужие, прекрасно понимая жуткость этого поля, в котором Танатос мерно в несколько раз более архетипически (сюжетно) проявлен (см. нашу пьесу «Вишневый сад. Sequel»), постараются только ограничить поле граничными пространствами, не допуская их к себе.

Понятно так же, что часть мертвого отсвета будет и в Екатеринбурге, в полуподвальных, расстрельных пространствах, но… пока ограничимся первыми производными инициации Кi.

 

3. О’БЫКновенное чудо.                      

Задача использования (порой даже входа!) в контринициатические пространства чревата большими осложнениями для души любого человека, желающего сохранить спасительную чистоту своей души. «Черная месса», даже начатая с самыми чистыми намерениями (см. жизненную трагедию А. Блока, потерявшего различение между Вечной Женственностью и её народной проекцией, а то и инвольтациями демоницы) чревата погружения в послесмертии в миры демонические. Любому смертному, перешедшему порог Смерти еще при жизни, будь то порыв любви или патриотического чувства, сложно удержаться в этом процессе. Религиозные практики, создающие критерии движения по этому пути (управления Танатосом) используют специальные изощренные мотивационные техники для правильно продвижения при отработке «темных одежд», не позволяющие при этом терять Сущностный Свет.

Допустим, вы получили призыв к такого рода деятельности (не будем обсуждать очень важный аспект – «порт приписки» этого призыва). Призыв штука такая – на него можно откликаться, а можно и… подождать, к примеру. Прояснить некоторые, к слову сказать, чрезвычайно важные моменты. Кто вам Звонил, точно ли звонили, может еще раз Перезвонят? Дело-то ведь важное, можно даже сказать, общественное.

Ну, а раз обществу надо, чтобы кто-то пал за него в эту самую яму со свежеовыкопанным и ожившим Танатосом, то стоит, очевидно, и присмотреться – что вам за этот ваш будущий подвиг спишется. Какие, можно сказать, грехи нашей души мы сами сможем проявить-отработать в этом процессе. Иначе он просто окажется внешним по отношению к нам, и его обязательная внутренняя закономерность (звонили то не Петру Петровичу М., а Вам!) будет управлять нами, но непроявлено.

Словом, у нас есть проект, есть возможность получения обыкновенного чуда… Вот только дружина ваша что-то и куда-то запропастилась (дело-то всё ведь в вашей трудноподъемной дружине, не так ли?), а так – Вы всегда, вы уже готовы, вы… и т.д.

Первый отклик: Владимир!!!!!

- Почему????

Первый отклик: Там тоже граница!!!

-…

(пока перерыв).

  

 

              

 Пушкин-Грилленкопф Ю.А.

WWW.PSYMOCT.COM