PSYMOCT.COMshangri-la_plus_2007

РАСПЛЕТЕНЫЙ -ЧЕЛОВЕК

 

От редакции: в прошлом номере редакция «Эксперта» неожиданно для себя получила какого-то нового сотрудника под фамилией Полежаев («Аналитическая статья г-на Полежаева…» и т.д.). Можно, правда, было с нашей стороны сделать такой шаг с винтом, сказать, что «отдых», «полежать» и т.д., где-то находятся совсем рядом, но смело признаем свои ошибки - да, г-на А. Привалова, зам главного редактора, мы бессовестно перепутали с г-н Полежаевым (хорошо, что не написали «Пригожин», хотя, почему-то тоже хотелось…). Приносим свои извинения и поздравления: очевидно, очередной аналитический опус г-на Привалова будет посвящен не женской проблеме в новом правительстве, не музыке, а 90-летию Ю.П. Любимова, так что мы, опережая события, тоже вставим своё лыко в строку.

Итак,

ГОРЕ ОТ УМА, ГОРЕ ОТ ДУШИ, ГОРЕ ОТ ПУЗА

 «Представьте себе – Скалозуб отставной, Чадский тоже…», - Юрий Петрович что-то такое увидел в этом отставном маникюре, изрядно разбавленном пуантами, зонгами, даже отдельным рэперными вставками, словом, в свои девяносто лет основатель Таганки (представьте – со дня смерти Высоцкого прошло уже 27 лет!!! Целая эпоха прошла, кажется, что все эти уважаемые «опера», «оп!ы», «операторы», хлынувшие в последние десятилетия, совсем из другой жизни…) продолжает свои эстетические экзерсисы (!!!). Хорошо, что есть такие старики, хорошо, что можно еще прийти на Таганку, вздохнуть, вспомнить те самые… 70-е, когда и т.д. Правда, нам самим не удалось прорваться ни в 80-м, ни гораздо позже, в середине 90-х, когда опять появилась возможность увидеть в Москве работы несгибаемого маэстро после вынужденной эмиграции, но… мы тогда приобщились к творчеству другому маэстро – С.Е.Кургиняну, на тот момент уже переставшему быть президентом ассоциации театров на досках, на полу и т.д. Но сама атмосфера поиска чего-то там «на досках» всё еще питала собой пространство на Садово-Кудринской.

i_08Ах, Москва 90-х… «Зашумит на бульварах листва…». Сейчас они почему-то называются «лихими», но… что было плохого в этой лихости?! Просто завершилось прикрепление любого к своему месту (антикоммунализация) - делай, что хочешь!! Огромная корзина, названная СССР, расплеталась на ходу, отдельные прутики тут же сплетались в совершенно немыслимые комбинации, жертвы, приносимые на самом верху, посыпались с самых разных сторон, требуя к себе внимания и всякого другого, но… было уже не до них. Понятно, что самые лучшие результаты получали те, кто принес с собой из коммуналистического прошлого какие-то реальные практики (вспомним историю, рассказанную нами о мальчике Андрюше К., бывшем завхозе советского посольства в Лондоне… кстати, в прошлую субботу мы продолжили строительство «образа совершенства» над аркадной казармой БВ-Т, но об этом мы расскажем как-нибудь потом).      

А попали мы как раз в тот самый момент, когда заканчивался очень интересный проект: «ИНОЕ». Почему мы вспомнили об этом давным-давно забытом проекте? Да, в придачу еще – «неудавшемся»? А что Вы хотите, молодость, «лихие 90-е», словом, самые сливки прошлого представили свои наработки, вот только… листая на днях газету «Завтра» (№39), вдруг снова показалось, что снова сижу в том самом, постдосковском зале, на самой верхотуре, а внизу почетные (или уже «отставные»?) мэтры сверяют свои изобретения хитрого ума, которыми они пытались замостить пространство вне всё более пустеющей корзины «Иного не дано». Изобретения были сплетены и сверстаны в солидные книжные тома, очень умные и солидные, только… дежавю в «Завтра» подтвердила: когда в старой-доброй ОДИ (организационно-деятельностной игре) ty-1собирали специалистов-профессионалов, а потом создавали некую синтегрированную ситуацию прорыва, то в этом был очень интересный ход, который, наверное, нельзя повторить с идеологами, или, вернее, для того, чтобы синтегрировать идеологов надо создать некие другие пространства, чем пространства газеты, собрания сочинений или даже ОДИ.

Но, листая на днях, очередной номер всё того же «Эксперта», вдруг поймал себя на мысли, что наша оценка ситуации, невзирая на то, что пользуемся каким-то валюпакским языком, а господа журналисты вполне сносночитаемым, в главном сходятся: эпоха, начавшаяся с конца 98-го года, себя исчерпала. Новый старт, по мысли авторов редакционной статьи, наступит только где-то с весны будущего года, причем кто тогда будет на коне опять же неясно…

Браво!!!

Это мы кричим, конечно же, себе, не в зал Таганки, или, давноненадосковый. Даже не в ноуменальное пространство «Эксперта».

В двойновыпуклое пространство Шангри Лы plus.

Хотя на стенах залов все еще висят старые слоганы:

«We call it simply Russian soul»

А. Пушкин.      

«… настоящий герой новой [нрзб., очевидно, «революции»] стал не гордый интеллигент, не государственный планирующий орган, а простой крестьянин» («Китай INC.», Т. Фишман).

«Освобождение Европы придет из России» (все тот же мистический, пророческий Пушкин).

«…дать урок всему миру» (Чаадаев).

«Россия – это душа мира» (С.Е.Кургинян).

re«Петр, строя новую Россию, что-то сломал в России коренной, после чего развитие русской истории [нрзб.] катастрофу, растянутую на века» (Непомнящий).

Итак, Петр I создал на берегу Финского залива апокалиптический город («город четырехугольником»), правда, по сценарию уже не new-Константинополя (Петербург основан в день падения столицы Византийской империи), а протестантского «творения рук человеческих».

Дикая, или лучше сказать, «лихая» русская душа, способная и на высшие духовные взлеты и самые кровавые мистические оргии (похуже, чем в фильме[1] «Плетеный человек», РТР), вдруг получила в себе (над собой?) некий структурирующий орган (пространство), к чему стало всё сильнее прикрепляться русское «Я»: появилось русское дворянство, почти не мыслящее (и не говорящее!) по-русски. А в самом русском дворянстве появилась группа «петровской гвардии», которая начала структурировать само русское дворянство, а то и саму высшую власть (!) в соответствии с неким Проектом (содержащем в себе новый, не православный образ совершенства  типа «Святая Русь» или «Россия - Третий Рим»), который был начат  Петром I через основание в новом колонизируемом пространстве новой столицы Российской Империи.

 Но мы не будем повторять все очень интересные исторические статьи 90-х годов по Петербургу и русскому дворянству в работах Тартуской школы, Вл. Гачева или, попроще, журналах «Знание-сила», «XXI век» и др. Скажем так – в русском пространстве появилась, проявила себя некая «точка координатора», «магнитный центр модернизации», который не возник когда-то и как-то в мифологическом прошлом, а был сделан целенаправленными усилиями людей.

Очень важно, что новорусское самосознание «Я», прикрепленное к этому структурированному сознанию, «точке координатора», ставило перед собой задачу перевести целое (коллективное сознание, душу, тело) на другой уровень существования. Т.е. было создано очень сильное НАМЕРЕНИЕ по созданию нового русского пространства, но не – SIC! - новой территории. Это уже потом, после разгрома декабризма, образ обильной территории стал преобладать над качествованиями модернизируемого пространства, т.е. началось опрощение русского пространства до просто «простертой от края до края великой территории».

Кстати, в чем была, как нам сейчас кажется, неудача проекта «ИНОЕ»: именно самодовлеющие евразийские образы «самостоящей территории» были доминирующими у того же С. Чернышева, собиравшего и оформлявшего этот проект. Понятно, что в проекте «Иного не дано» образы качественного западного пространства были маргинализовано- заимствованными, но здесь дело не в том, что образ совершенства, или идея создания «точки координатора» заимствуется извне, важно, чтобы она выступала реальным систематизируемым центром для всего – целого! - пространства. И в чем слабость всех наших оп!ов, оперов и операторов – они никак не могут удержаться в этой систематизируемой точке, скатываясь под напором новой обратной волны, идущей от распада пространства СССР (в котором такая точка была тоже проявлена в созданной человеческими усилиями «партии нового типа») в ту или иную подобласть, тем самым теряя себя как центр целостности.

Конечно, важно, что такую точку можно целенаправленно перемещать по всему русскому пространству (!!), транслируя эти самые качествования как новую «петербуржскую» среду, но еще важнее, что помимо структурированного сознания (дворянство), нужна инструментально оснащенная душа (культурная интеллигенция). И в этом роль А.С. Пушкина и того же Ю.П. Любимова – они создали инструментально-оформленный язык для работы с душой, рабочий-с-душой (и даже просто понятный) для большой части образованных людей.   

Другое дело, что в настоящих условиях этот язык требует своей новой разработки – почему все тот же С.Е. Кургинян ушел[2] из rt0успешных театральных режиссеров, а стал Профессором чего-то непонятно какого (!) «такого» центра неподалеку от Патриарших прудов. Правильно, и создание структурирующего центра и инструментальное оснащение души – задача номер один в новом русском пространстве. Маргинальный образ окраины западного мира, по типу ющенковской Украины, в силу цивилизационной особенности России, здесь не будет успешным – пространство просто начнет распадаться на подпространства, как в своё время произошло с СССР.   

Но как в этом случае выглядит наша собственная позиция с этим странным пространством Шангри Лы plus? Рассматривания качествования этого пространства на настоящий момент, можно отметить, что удалось встраивание[3] этого пространства в уже существующее ТТаро. Возник и более удаленный проект «БВ-Терминал», который пока что еще более виртуален, хотя постепенно начинает трансформироваться в сторону нового HUBанка, способного конвертировать местные ресурсы в универсальные и наоборот.

Как мы уже не раз говорили – основная проблема русского пространства состоит в его принципиальной бинарности, создающей резкие переходы от одной среды к другой. Троичная составляющая в той же петербуржской или большевистской концепции работы с душой была слаба, а попытка уже в конце XIX века разработать собственную четырехсоставную концепцию («софиология» о. С. Булгакова) была больше философско-теологическим концептом, трудно прилагаемым для реализации трансформации русского пространства. И был применен троичный, но очень жесткий вариант трансформации, очень быстро переродившийся в бинарный.

Вопрос – а возможен ли единственный такой проект, или таких проектов субъектного «пространства в пространстве» возможно-быть-здесь принципиально МНОГО?!!

Исторический ответ – пока что каждый такой проект на данной территории был принципиально единственен, разрушая все сопоставимые ему по силе проектности другие эволюционные пространства, так как он был связан с властной (государственнической) стратой. Но вот в эпоху развитой совесткости начало возникать новый сверхобщественный (СО) слой, через который и происходило увеличение качествований пространства.

В нынешней же ситуации этот СО-слой пока что задействован как государственнический и слабопроектный. Развернуть его более плюралистические пространства (рыночный и идентичный) в целостное пространство – одна из первостепенных задач, которую, кстати, очень трудно Пушкин-Грилленкопф Ю.А   Шангри-Ла PLUS-2007 сформулировать в языке. Более разработанными, а значит, понятными являются языки в каждом из слоев, и, очевидно, что универсальный язык (или языки?) может быть неким конвертором/транслятором из одного языка в другой, как конвертация одного ресурса из одной среды в другую. Другое дело, что многие языки (особенно языки идентичности: «Я есмь путь…» - «…И никакого другого пути НЕТ!!») табуированы для такой трансляции. Поэтому задача формирования таких трансляционных сред – одна из первоочередных задач.         

             Пушкин-Грилленкопф Ю.А.

WWW.PSYMOCT.COM                   

shangri-la_plus_2007

 

 

 

 

 



[1] Сюжет фильма запутан, но в конце концов мы узнаем, что в даже в современном мире есть места, где еще живет совсем другая логика жизни, логика матриархата, логика культа плодородия (см. так же наш последний семинар, участь ГАРемника, которого сначала перекормили любовными ласками, а затем принесли в жертву богине плодородия, жрицами которой выступали ВИЗантийка и ЕВРейка).

[2] Вообще, волна «на досках» - это третья в ХХ века волна создания театрального языка (см. Мейерхольд, Таиров, Станиславский, затем вторая – «Современник», «Таганка», «БДТ»).

[3] Проблема «встраивания» или, точнее говоря, «надстраивания» очередного слоя в пространстве, сформированном высокого уровня сущностью – есть некая синергия между уже бывшим слоем и вновь открывающимся. Сущности ведут между собой «переговоры», зачастую поверх человека или человеческих коллективов (теогония или теомахия), а порой используя человеческий материал для объективизации тех или иных своих качеств или сторон. В нашем случае произошло открытие исторической глубины, в которой и происходит сейчас дальнейший диалог. И мы (участники семинара) его участники.