|
PSYMOCT.COM
ПОРТvin€ «ТРИ СЕМЕ5РКИ»
20.06.07 г. Цитата первая, немного из «далекого прошлого»
(1989-90): «Разрушая религию и всё, как нам казалось, связано с ней, мы
разрушили огромный пласт культуры, участвующий в социализации, в процессе,
грубо говоря, изготовления людей, все то, что называется психокультурой,
наследованием психических навыков… Как только тоталитарная организация общества
начала распадаться, многим, повторяю, - очень многим людям стало
психологически хуже. Не говоря уже о всеобщей невротизации нашей цивилизации,
у нас продукция такая. Психокультура – вещь очень тонкая, как и любая другая
культура. Из технологии производства людей убрали процесс формирования у них
психических механизмов, предназначенных для определенных целей, и ничего туда
не вставили равноценного, предназначенного для тех же целей. Меня очень
смущает, что пока не встречается каких-то попыток осознать и проанализировать
технологию производства людей» (И.Н.
Калинаускас, «Духовные сообщества»).
А вот и цитата вторая, из
нашего «сегодня», увы!!!: («АиФ», №19) «Говорят, что этим
летом в Псковской области будет сооружен Священный холм.
Что это такое?» О Минаев, Санкт-Петербург»,
Таинство
Священного холма
Вот что рассказал «АиФ»
писатель Александр ПРОХАНОВ:
- В инициативную группу помимо вашего покорного слуги вошли
режиссер Н. Михалков, генерал Г. Трошев, архимандрит Тихон (Шевкунов),
директор «Адмиралтейских верфей» В. Александров, многие другие. В чём
замысел? Мы до сих пор живем в атмосфере сражающихся эпох: красная эра
враждует с белой, обе они порой бьют по нынешнему, либеральному периоду нашей
истории. В такой атмосфере невозможно строить новое государство Российское.
Так родилась идея некой мистерии, где бы символически перекрещивалась борьба
эпох. Идея собирания земель – в буквальном и переносном смысле слова.
Псковская земля – край с богатым наследием. Мы возьмем по
горстки земли в местах, вязанных с разными периодами истории…
В каждой из горстей земли как бы закодировано историческое
время. Они будут собраны в деревянные ковчеги и затем торжественно ссыпаны в
Священный холм, увенчанный крестом. В церемонии помимо военных, служителей
церкви, простых псковичей, возможно, примет участие и президент».
Кстати, какой – нынешний
или «планируемый»? В первом случае – готовится место для темного кардинала на
следующие четыре года, во втором - надо бы и всех будущих вице туда стащить.
Чтобы, так сказать, «засинхронизировать их посильнее».
А то, заворують… как пить
дать!
М-да… А вообще хочется
повторить из того же Калинаускаса: «Казалось бы, парадокс: мы
живем в культуре, в которой культ сознания. Все тут люди с высшим
образованием. Вы все тут, в основном, деятели умственного труда… но увы, дело
в том, что вы разочаровались в своем сознании… Это разочарование в сознании и
создает дурную мистику, дурной иррационализм и вообще всю ту дешевку, которой
торгуют сейчас на каждом углу» (там же).
Конечно, это не просто «новый
угол», а скорее, один из «камней преткновения», из которых и будут пытаться
строить (или восстанавливать?!) «священный холм» государства. Другое дело,
что, нагнав – понятно, что главными в этой евразийской затее будут не
свадебные генералы, а реальные экстрасенсы-силовики, - попытаются решить
проблемы совсем другого плана. И другой сложности.
Как мы понимаем, в отличие
от чисто «красных» (хотя даже 144ножевойКургинян и Ко уже не
являются таковыми), для которых небо закрыто, и поэтому пытающихся нагнать
тем или иным способом страх -
читай – «гавах для демона государственности»! – еврозийцы будут пытаться гармонизировать
отношения между демиургом России (или ЕЯ Синклитом) и демоном
государственности.
Если смогут… или их
услышат.
Задача и неблагодарная и…
рисковая. Менее понятная для любого современного чиновника. Привыкшего решать
вполне реальные проблемы: проект, конкурс, откат, «кто в доле» и т.д. Другие проблемы, как мы уже
сказали…
А какие? – спросит нас читатель нашей «Понялки-III», - ведь и вы
там что-то пытаетесь сделать, «Шангри Лу» какую-то создать… А зачем?? Как
решит она проблемы самых простых наших граждан, наших, понимаете, обиженных
грабительской приватизацией и - правильно вы уже отметили! - разрушенной ихним отточенным оргоружием нашей
русской психокультуры!!! Воссоздавать надо то, что было утрачено!! И как
можно быстрее!!!
К великому сожалению, - а
может быть и радости! - культура быстро не создается. Даже при «правильном» (об
этом - чуть позднее!) усилии со стороны духовного сообщества.
Попытки разового Св. Холма,
даже очень представительные, как и лихие поездки на Южный полюс и восхождение
на Эльбрус и т.д. не заменять проблем очень трудного (а, значит, и
необычного!) нового этапа развития человеческой цивилизации.
В том числе с изменением
традиционных взаимоотношений духовного сообщества и Великого Среднего.
Обратно цитата: «И
если бы мы имели возможность проследить, как духовое сообщество выдавало свою
продукцию на протяжении истории человечества в Великое Среднее, мы бы
увидели, что оно сыграло колоссальную роль в истории человечества. Мало того, что где-то на рубеже той и этой
эры, скорее даже во времена IV-V вв. до нашей эры, духовное сообщество
отрефлексировало невозможность переносить свои законы на
всё человечество и требовать от него такого пути развития. Оно
уже отрефлексировало специфику того, что это другая жизнь – уже где-то в
районе IV-V вв. до нашей эры. Произошла саморефлексия, уже тогда. А ведь
саморефлексия – это серьезная штука, Великое Среднее только начинает процесс
саморефлексии – осознания себя как единое человечество, за счет того, что
создало глобальную проблематику, затрагивающую всех – атомная опасность,
экологический кризис и т.д. Здесь только начинается саморефлексия, а в
духовном сообществе эта рефлексия произошла, как минимум, две с
половиной тысячи лет назад» (там же).
Еще первыми апостолами христианства
было произнесено: «Господи, как можно исполнить эти законы?». Теперь
предстоит еще более трудную задачу – в Великом Среднем начались процессы
саморефлексии – а
появление уровня сверхобщества (А. Зиновьев) и есть, как нам представляется,
отражение этого процесса в социологическом аспекте – и духовное
сообщество должно в той или иной степени принять в этом процессе участие.
При том всем, что,
собственно говоря, это не его задача – «поставлять продукты («знания о…»)
трансформации в Великое Среднее». Его задача ОДНА – Истина, и эта истина, по
определению, сокрыта в человеке и его отношениях с реальностью. Поэтому
знания, которые возникают в духовном сообществе, есть побочный продукт. «Знания,
которые возникают и передаются, не есть нечто заранее предусмотренное» (там же).
Еще одна проблема –
исчерпанность религиозно-идеологического формирования слоя идентичности. Традиционно-религиозные
механизмы к концу ХХ века почти исчерпали себя, требуется найти что-то новое,
некие целостные инструменты «производства человека» и его самоопределения в
мире.
Как любили говаривать когда-то во времена
перестройки: прежде чем решать частные проблемы, нужно найти общие
закономерности, иначе на каждом этапе мы будет решать те же общие проблемы,
но только не самым эффективным образом. Кто-то из великих сказал, только за
течением времени острота самой мысли стерлась, а основным методом решения
проблем на настоящем этапе является step by step.
От камешка до камешка.
Преткновения.
22.06.07.Осталось определиться еще с самим семинаром: что ЭТО и как ЭТО позиционировать в мире. Дело в том, что под деятельность
духовного сообщества он просто не попадает: в нем - пока? - еще не проявлена
сердцевина такого движения – постижение Истины.
А что же есть?!
Пока что много практики, как инструментальной
подготовки для того, чтобы… а вот здесь в духовном сообществе и стоит: «СТАЛО
ВОЗМОЖНЫМ ПОСТИЖЕНИЕ» (там же). У нас же – пока некий туман, называемый нами «Шангри Ла». Плюс.
«Наличие практики в духовном знании дает возможность, не разрушая
духовные структуры, а, наоборот, развивая их, решать духовные проблемы. В
нашей традиции мы говорим о том, что практика должна способствовать раскрытию
сущности человека» (там же).
Наша же «ШангриЛа+» пока что есть некая оболочка,
которая висит между социальной проблематикой (куда усиленно тащу я!), и
проблемами самосовершенствования (в том числе и инструментальной подготовки!)
– куда склоняются большинство участников.
Что мы получаем в
результате?
«Из
чего же, из чего же сделаны наши шангрилисты»?
«ВНешний двор», как
говорит все тот же Игорь КАлинаускас.
т.е. инструментальная
оболочка, где люди получают некоторые механизмы и знания (технические!).
Помогающие, в том числе, и
быть более социально эффективными. Успешными!
Пушкин-Грилленкопф Ю.А.
WWW.PSYMOCT.COM
|
|