WWW.PSYMOCT.COM

 

UBHI «ВИШНЕВЫЙ САД». SEQUEL

Бизнес-фарс в действиях

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

 

Семеонов-Пищик Борис Борисович, директор музея-заповедника

Даша, его дочь, 23 года.

Раневская Феодора Михайловна, правнучка Раневской Фаины Георгиевны, дама лет 50-ти, высокая, худощавая, сильная, с прямыми черными волосами, в свите именуемая «Донья Соледад»

ГИРШЪ Самуэль Енович, её брат, французский бизнесмен

Лопахин-junior, совладелец «Стройтехэтихкомплектмонтаж».

ЭН_Ю_СIЯ, смотрительница музея, именуемая «Аньюша Ансари», первая женщина космотурист, американка иранского происхождения

АЗ_Э_ЗIРО, член свиты 

Х_ЭLLА, гувернантка

ЕПИХОДОВ-Джамбо, смотритель музея

Я_FIAT_РОМЕО, смотритель музея

Экскурсовод

Водитель

Действие происходит в музее-заповеднике «Вишневый сад»

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

 

Комната-«детская». Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Одна в комнате закрыты.

 

Входят Даша со свечой и Лопахин-junior с книгой в руке.

 

Л О П А Х И Н - J U N I O R (читая.). «Л О П А Х И Н. Пришел поезд, слава Богу. Который час? Д А Ш А. Скоро два. (Тушит свечу.). Уже светло.». (Удивленно.) Странно, почему это в два часа ночи (или утра?) «уже светло»? Вчера, - я это точно помню, мы сидели до четырех утра, - небо начала светлеть только где-то в половине пятого… (Зевает и потягивается.). Я-то хорош, какого дурака свалял! Нарочно приехал сюда, чтобы на станции встретить, и вдруг проспал… Сидя уснул. Досада… Хотя бы ты меня разбудила.

Д А Ш А (ставит свечу на алтарь). Это у Чехова церковные часы. (Прислушивается.) Вот, кажется, уже едут.

Л О П А Х И Н - J U N I O R (прислушивается.). Нет… На наш «Мерседес» не похоже! Это какой-то совковый мотор…

 

Пауза.

 

Пять лет назад мы предложили этому Самуэлю Еновичу наш проект… Кто бы мог подумать, что он откликнется! И даст девяносто миллионов евро..! На эти деньги купили этот сад, вернее, земли бывшего плодосовхоза, насадили вишневых деревьев, выстроили этот дом, проложили дорожки-лабиринты в саду, очистили берег миусского лимана для купаний… И не просто создали сад-музей, но успели еще и зарегистрировать его как заповедник!

 

Пауза.

 

Если бы не он, никто бы в этом городе или даже в стране не смог понять план Борис Борисовича. Явно он какой-то масон! Член ложи… Просто так дать такие деньги неизвестным людям из какой-то Тмутаракани!

Д А Ш А. Его предки из Таганрога. ГИРШЪ Хаимович был нефтепромышленником. После революции на своем теплоходе «Святой Николай» уплыли на Запад. Поэтому и денег дал.

 

Пауза.

 

Л О П А Х И Н - J U N I O R (наставительно). А Фаина Георгиевна осталась на революционной родине! После войны даже обратилась с просьбой вернуть гражданство своей родной сестре, хотя та после возвращения прожила здесь совсем недолго! А откуда же тогда взялся этот Эс Е?

Д А Ш А. Очевидно какая-то родня по брату. Спросите у папы.

Л О П А Х И Н - J U N I O R. Но ведь ты же вела всю переписку с Эс Е!

Д А Ш А. Ну и что! 

Л О П А Х И Н - J U N I O R. Какая мы сердитая! Вроде бы давно из Москвы, а все смотришь на всех будто на лимитчиков.

Д А Ш А. Я вообще не понимаю, как можно жить в таком городе, как Таганрог! Грязь, серость, клубы с тупыми бумажками…

Л О П А Х И Н - J U N I O R. Тупость и т.д… А ты знаешь, что если бы не проект твоего сумасшедшего папаши, то ты бы была простой московской ресептеркой за триста баксов в каком-нибудь офисе.

 

Входит Епиходов с букетом роз. Он в белой жилетке от Армани и желтых башмаках от Гуучи.

 

Е П И Х О Д О В. Вот в Ростове купил, как и просили, голубые. (Отдает  Даше  букет).

Д А Ш А. Какие красивые! Сейчас принесу вазу. (Уходит.)

Л О П А Х И Н - J U N I O R. И где же такое чудо продается?

Е П И Х О Д. Заказали специально в Голландии. Сегодня привезли самолетом.

Л О П А Х И Н - J U N I O R. Нет, что не говорите, этот Эс Е какой-то масон! Свеча, голубые розы. Вон, на тумбочке какой-то знак…

Е П И Х О Д О В. Это квадрат равновеликий кругу.

Л О П А Х И Н - J U N I O R. А эти рогули?

Е П И Х О Д О В (торжественно). Это не рогули, а божественный циркуль и «Золотая Птица». Мистический мост. «И были его руки подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча… И устроил Моисей жертвенник и нарек ему имя Иегова Ниси».

Л О П А Х И Н - J U N I O R. А, опять эти ваши богодельни! 

 

Д а ш а  входит, неся голубые розы в старинной вазе.

 

Л О П А Х И Н - J U N I O R. Ого! А вазу, небось, персонально заказывали из Китая?

Д А Ш А. Нет, не угадали, ваза корейская.

Л О П А Х И Н - J U N I O R. Чаша Грааля!

Е П И Х О Д О В. Да, еще нужно принести ключи! (Уходит.)

Л О П А Х И Н - J U N I O R. А вот, сейчас: «Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытого мраком неизвестности… (Поднимая ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь». А Вы, дорогая Дарья Борисовна, как, ощущаете себя хозяйкой здешней новомодной обители или все еще рветесь в свою Москву? Как это здесь? (Листает книгу.) А вот: «Милая, дорогая, я уважаю, я ценю барона, он прекрасный человек, я выйду за него, согласна, только поедем в Москву! Умоляю тебя, поедем! Лучше Москвы ничего нет на свете! Поедем, Оля! Поедем!». А?!

Д А Ш А. А Вы действительно, «мужичок», как и Ваш достопочтенный предок!

Л О П А Х И Н - J U N I O R. А что мой предок? До революции успел сколотить огромное состояние, вот только не все успел переправить на Запад, как ваш уважаемый Эс И. Затем революционная романтика моего деда, сына того самого Лопахина, спасла часть богатств.

Д А Ш А. В виде клада!

Л О П А Х И Н - J U N I O R. Да, уважаемая Дарья Борисовна, как это не смешно звучит, он спрятал клад в бывшем имении казачьего генерала вот здесь, совсем рядом, в Красном Десанте. Кстати, знаете историю этого десанта, в котором он принял участие?

Д А Ш А  (иронично). Огласите, будьте так добры...

Л О П А Х И Н - J U N I O R. Вместо патронов революционным бойцам были даны ящики с гвоздями. Переправившись на этот берег Таганрогского залива, они попали в засаду и почти все были перебиты. Но осталась наша фамильная легенда о том, что в нескольких ящиках были даже не гвозди, а фамильные драгоценности рода Лопахиных. Ящики были спрятаны в выгребную яму имения генерала. Только никто уже не помнил, где была эта самая яма. Вот и пришлось вашего покорному слуге с началом перестройки перекупать ассенизаторские работы почти во всех санаториях, домах отдыха и пионерских лагерях на побережье.

Д А Ш А. И сколько же тонн детских фекалий Вам пришлось переворошить, чтобы стать новым русским?

Л О П А Х И Н - J U N I O R. В том то и дело, уважаемая Дарья Борисовна, что мой клад все так и лежит где-то здесь недалеко… А все своё богатство – вот этими руками. И своей головой. Грибочки по подвалам растили, затем уголек вывозили, зерно тоже… Так что, жить хорошо будем. Сытно!

Д А Ш А. Вы это о чем?

Л О П А Х И Н - J U N I O R. Да всё о том же, уважаемая Дарья Борисовна! О моем свадебном предложении…

Д А Ш А (прислушивается). Вот, кажется, едут…

Л О П А Х И Н - J U N I O R. Опять вы меня от двух бортов в угол…

Д А Ш А. Едут, в самом деле. Пойдемте встречать!

Л О П А Х И Н - J U N I O R. «Уважаемый Эс И!! Позвольте Вас приветствовать в нашем и т.д.». Как здесь? (Читает). «Я сейчас упаду… Ах, упаду!». (Бросает книгу на тумбочку-алтарь.)

 

Слышно, как к дому подъезжает картеж машин. Лопахин-junior и Даша быстро уходят. Сцена пуста. В соседних комнатах начинается шум. Через сцену, ведя на поводке черного кота, идет рыжеволосая молодая женщина, на которой из одежды только красивая шляпка с вуалью. Старые часы бьют два часа. Шум за сценой все усиливается. Голос: «Вот пройдемте теперь здесь…». Появляется окруженный какими-то людьми высокий человек, опирающийся на трость. На нем длиннополый плащ. Он спокойно и даже величественно оглядывает предлагаемые помещения. Все идут через комнату.

 

НЭ _Ю_СIЯ. А здесь у нас алтарная…

Л О П А Х И Н - J U N I O R (иронично.) Алтарная!

 

Высокий господин внимательно смотрит на него, затем на алтарь, затем в окно. Но на самом деле это совсем не окно, а LCD-экран. На нем сцена из спектакля МХАТ «Вишневый сад». В комнату медленно оглядываясь входит высокая женщина.

 

«А Н Я. Пройдемте здесь. Ты мама, помнишь, какая это комната?

Л Ю Б О В Ь  А Н Д Р Е Е В Н А (радостно, сквозь слезы.) Детская!

В А Р Я. Как холодно, у меня руки закоченели. (Любови Андреевне.) Ваши комнаты, белая и фиолетовая, такими же и остались, мамочка…

Л Ю Б О В Ь  А Н Д Р Е Е В Н А. Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… (Плачет.) И теперь я как маленькая… (Целует брата, Варю, потом опять брата.) А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа».

 

Х _ Э Л Л А. Блеск. (Лопахину-junior’у.) А мой кот даже орехи кушает.

Л О П А Х И Н - J U N I O R (глядя на её грудь.) Вы подумайте!

 

Высокий господин смотрит на них, затем направляется в следующие комнаты. Все следуют за ним.

На экране продолжается орденоносный спектакль.

 

«В А Р Я. Ну, слава богу, приехали. Опять ты дома. (Ласкаясь.) Душечка моя приехала! Красавица моя приехала!

А Н Я. Натерпелась я.

В А Р Я. Воображаю!

А Н Я. Выехала я на страстной недели, тогда было холодно. Шарлота всю дорогу говорит, представляет фокусы. И зачем ты навязала мне Шарлоту…

В А Р Я. Нельзя же тебе одной ехать, душечка. В семнадцать лет!»

 

В дверь заглядывает Лопахин-junior, кладет на алтарь книгу. Оглядывается по сторонам, подходит к часам. Из-за часов появляется какой-то странный господин в шапокляке.

 

Л О П А Х И Н - J U N I O R (отпрянув от часов.) Вы кто?!

А З _ Э_ЗИРО. Конь в пальто. Впрочем, пардон… Кажется, за лошадей у вас здесь отвечает специальный человек. (Достает одежную щетку, начинает очень важно чистить себя щеткой.) Вот говорил же, что эти часы отстают, а мне никто не верил!

Л О П А Х И Н - J U N I O R (все еще потрясенно.) Так они же не ходили. Я их Пищику купил у одной старухи за полцены. Теперь таких деталей нет, чтобы её отремонтировать.

АЗ_Э_ЗIРО. Надо же! Хотите, покажу фокус?

Л О П А Х И Н - J U N I O R (отрицательно машет рукой.) О, нет!

АЗ_Э_ЗIРО. Ай, цвай, трай!

 

Из-за часов появляется Х_ЭLLа с блюдечком орехов.

 

Х _ Э Л Л А. Я кажется обещала показать вам как мой кот ест орехи… 

Л О П А Х И Н - J U N I O R (глядя на её грудь.) Кот? Какой кот?..

Х _ Э Л Л А. Так, да?! А, впрочем, почему бы мне не покормить вас? Мой дорогой совладелец! (Походит к нему.)

АЗ_Э_ЗIРО. А я утверждаю, часы все равно отстают! (Чистить себя щеткой.)

 

Х_ЭLLа медленно кормит Лопахина-junior’а своими орехами.

 

АЗ_Э_ЗIРО (делает пассы руками.) Дранг энд натс!

 

Лопахин-junior медленно превращается в кота.

 

АЗ_Э_ЗIРО. Вот избавились от одного надоедалы!

Х_ЭLLА (гладя кота.) Ты опять со своими вечными приколами. Такой хороший баранчик был, а ты его… У меня же есть уже один кот.

АЗ_Э_ЗIРО (чистя себя щеткой.) Один кот, два кота, какая тебе разница! Можно подумать, монсеньер тебе «Вискас» запрещает покупать.

 

На экране – реклама кошачьего корма.

 

Х_ЭLLА (гладя кота.) Бедненький, ему так понравилась моя грудь, что он готов был, кажется, спать на ней до скончания века…Верни его домой, к мамочке! Пусть он снова будет смотреть на меня.

АЗ_Э_ЗIРО (ест орехи.) Детские проблемы, тугая материнская грудь, зависть к отцу. Классический набор герра Фрейда.

Х_ЭLLА. Бедненький! Можно было послать его в школу господина Грофа, он бы ему перинатальные матрицы прочистил! А то ему все его фекальные сокровища сняться…

АЗ_Э_ЗIРО. Какофил. Третья матрица. Активный социальный тип. Он бы тебя всю истыкал своим кохибом, только бы ты приласкала.

Х_ЭLLА. Бедненький…

 

Из-за часов появляется второй кот. Кот-Лопахин дыбит шерсть, но вновь пришедший кот на него не обращает никакого внимания, демонстративно проходит по авансцене, ест оставшиеся орехи с блюдечка. Затем пытается оседлать нового кота. Тот шипит, не дается.

 

АЗ_Э_ЗIРО. Пошли! Пошли! Нашли место! Геи позорные!

Х_ЭLLА. Кисоньки мои хорошие. (Надевает на них ошейники, уводит их.)

АЗ_Э_ЗIРО (смотрит на часы, затем превращает щетку в кресло, садится в него, читает книгу.) «Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к молчаливой работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая…» (Хмыкает.) «…(сквозь слезы) в поколениях нашего рода в бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания». (Захлопывает книгу. Зевает.) Старая добрая хеRня! Сто лет шкафу!.. Фуй! (Щелкает пальцами. Загорается экран.)

 

На нем появляется человек, одетый во фрак. Он кланяется.

 

АЗ_Э_ЗIРО. Фанданго!

 

Дирижер вежливо полукланяется, затем на экране появляется оркестровая яма, в которой усаживаются музыканты. Слышатся кашель, шум, шорох нот, стук инструментов. АЗ_Э_ЗIРО прислушивается. Писк скрипичной струны обрывается при сухом стуке дирижерского жезла.

Звучит «Фанданго». Сцена медленно поворачивается.

 

Кабинет директора музея-заповедника. ГИРШЪ и СИМЕОНОВ-ПИЩИК. Затем входит РАНЕВСКАЯ и тихо садится в углу, вяжет.

 

Г И Р Ш. Ну вот, дорой Борис Борисович, мы и осмотрели ваш реализованный проект. Как Вы сами, удовлетворены?

СИМЕОНОВ-ПИЩИК. Как я могу…

ГИРШЪ. Ладно, ладно! Я понимаю Вас: Вам, очевидно, кажется, что теперь настало время потребовать Вашу душу за исполнение желания. (Смотрит на него.) Мифы, мифы… Уважаемый, расслабьтесь, Это был не Ваш, а мой проект.

СИМЕОНОВ-ПИЩИК. Как это?!

ГИРШЪ. Да, да, да! Весь Ваш, так называемый проект, по сути дела задуманный уже давно мой собственный вирус, который удалось реализовать только сейчас.

СИМЕОНОВ-ПИЩИК. Как… вирус… а музей?..

ГИРШЪ. М-да. Понимаете, уважаемый мой господин директор, людям свойственно хотеть только того, что им понятно. Все непонятное их пугает, даже страшит. И вот теперь представьте себе, что вам захотелось создать некий Большой Проект. Лет так на двести-триста. А лучше сразу на две тысячи. И вот теперь представьте себе – люди видят только то, что простирается вперед только лет на десять, а вас интересует совсем другие сроки. Как бы Вы поступили в этом случае? А?

СИМЕОНОВ-ПИЩИК. Ну… попробовал бы им объяснить…

ГИРШЪ. Нет, дорогой мой! Мозги современного человека построены смотрящими исключительно на видимый мир. И на продукты своего труда. А они живут максимум лет сто, затем ржавеют, ломаются или просто сдаются в металлолом. Вон смотрите – мой теплоход, на котором мы прибыли. «Святитель Николай». Мой собственный «Титаник». Когда-то мой предок успел отчалить на нем из этой страны, охваченной революционным пожаром… Пришлось его полностью переклепывать, иначе первый серьезный шторм для него (и меня, что самое главное!) стал бы последним. Пустой иллюзион! А вот посмотрите – пирамиды! Им пять тысяч лет. И вокруг них вьются всякие исследователи, что-то там меряют, выдвигают всякие умодробительные гипотезы и идеи, пытаясь понять, как можно было руками создать такой феномен…Утратив свои сакральные функции, в нашей машинной цивилизации пирамиды стали неким вирусом, разрушающим её самодовлеющее успокоение. Или возьмем ваш двухсотлетний город…

СИМЕОНОВ-ПИЩИК. Ему триста лет…

ГИРШЪ. Нет, дорогой вы мой, для меня ему не триста, не триста, а уже целых двести лет в этом городе существует вирус, который определял его жизнь. Его улицы, площади. Эдакий невидимый фен-шуй. Вы удивлены?

СИМЕОНОВ-ПИЩИК. Ну как же… Есть же документы о петровском плане… порта и крепости…

ГИРШЪ. Вот в этом Вы, мой дорогой, абсолютно правы! Документы!.. Тот был совсем другой город! «Новый Ершалаим», Троицк (!) А этот возник только тогда, когда группа людей решили по-французски перекроить российское пространство… Вы, естественно, спросите меня, а есть ли какие-то документы, подтверждающие мою версию – скажем так! - о создании особого вируса в Таганроге начала девятнадцатого века… Да-а-а… И это говорите мне Вы, который создал эту копию реальности… А что же тогда ждать от других, даже моих помощников (!). Посмотрите же пристальным взглядом на эти стены – на них только копии, только реконструкции, говоря другими словами, фальшивки… Да, очень хорошие, дорогие и тщательно реконструировавшие период начала двадцатого века, но…. Фальшивки! И после этого Вы еще требуете от меня документов о создании «таганрогского вируса»!!… Весь мир музеифицируется! Посмотрите на вашу эстраду – Пугачева, Кобзон, даже сама Эдита Станиславовна ради внука и та вынуждена пойти на самомузеификацию, все не поют, а играют самих себя, певших когда-то очень популярные песни. Мадонна в Лужниках не пела, а играла саму себя, поющую в Лужниках, заполненных на 70%... И так везде: Буш-младший играет Буша-старшего, Российская Федерация играет СССР, Европа играет как всегда Священную Римскую империю и т.д. Да, вот еще что… о перетрансляции таганрогского вируса… (Задумчиво смотрит на РАНЕВСКУЮ, та отрицательно качает головой.) Ладно… пора нам и честь знать!    

 

На стене появляется АЗ_Э_ЗIРО.

 

АЗ_Э_ЗIРО (извиняющее). Я весьма извиняюсь, мессир, но… экскурсия уже на подходе…

ГИРШЪ: Да, мы порядком заболтались! Ну что ж, дрогой Вы мой! Как говорят у Вас на Руси – с Богом!

 

Троекратно целуются. ГИРЪ обнимает его за плечи. Идут к двери. РАНЕВСКАЯ встает.

 

ГИРШЪ. Пока что давайте Вам намекну цель моего визита…

СИМЕОНОВ-ПИЩИК. Премного буду Вам благодарен..!

ГИРШЪ. Поверьте старому еврею – вирус не просто таки есть, а он очень активен! И наша непростая задача – под Вашим, естественно, чутким руководством! - обновить его самым правильным образом… Мы меня понимаете?

СИМЕОНОВ-ПИЩИК. Извините, не очень…

ГИРШЪ. М-да… Самым правильным образом! (Поднимает вверх указательный палец, делая перекрестие средний и большим.) Иначе будет то же самое, что у господ декабристов – весь пасьянс разложен, активизация проведена, сам тщетно убегающий семь лет объект наконец попадается в сети (!!!).  А в итоге – желанное событие происходит только через сто лет!.. Да еще, пардон, совсем не так, как планировали наши удалые молодцы!.. Вы уж поверьте мне, который руководит не одним таким предприятием – здесь должна быть исключительная чистота эксперимента. (Говорит по буквам, глядя прямо в глаза СИМЕОНОВУ-ПИЩИКУ). По буквам: «Иск-лю-чи-тель-на-я!».

 

С потолка на СИМЕОНОВА-ПИЩИКА опускается столб голубоватого света. СИМЕОНОВ_ПИЩИК начинает покачиваться по кругу. Сзади к нему подходит РАНЕВСКАЯ, делает пассы руками и СИМЕОНОВ-ПИЩИК поднимается над полом, продолжая вращаться вокруг невидимой оси.

Затем она медленно опускает его на землю. Свет исчезает.

 

ГИРШЪ. Ну, вот и ладненько!

 

Выходят.

 

Сцена поворачивается. Кабина туристического автобуса. Впереди на экране телевизора идет «Вишневый сад» в постановке Э. Някрошюса, в ролях: Е. Миронов – Лопахин, Л. Максакова – Раневская, В. Ильин – Гаев, Варя - И. Оболдина, Фирс – А. Петренко.

 

«…Входит Фирс.

Ф И Р С (укоризненно). Леонид Андреич, бога вы не боитесь! Когда же спать?

Г А Е В. Сейчас, сейчас. Ты уходи, Фирс. Я уж, так и так, сам разденусь. Ну, детки, бай-бай… Подробности завтра, а теперь идите спать. (Целует Аню и Варю.) Я человек восьмидесятых годов… Не хвалят это время, но все же могу сказать, за убеждения мне досталось немало в жизни. Недаром меня мужик любит. Мужика знать надо! Надо знать, с какой…

А Н Я. Опять ты, дядя!

В А Р Я. Вы , дядечка, молчите.

Ф И Р С (сердито). Леонид Андреич!

Г А Е В. Иду, иду… Ложитесь. От двух бортов в середину! Кладу чистого… (Уходит, за ним семенит Фирс.

 

ЭКСКУРСОВОД. Внимание! (Делает тише звук телевизора.) Мы подъезжаем к музею-заповеднику… Справа мы видите часовенку, в память безвинноубиенного Фирса… Рядом с ней – могильные плиты Ани, Вари и Трофимова… Сейчас мы подъедем к этому месту… и с него и начнется наша экскурсия в музей-заповедник «Вишневый сад»! (Делает громче телевизор.)

 

«Далеко за садом пастух играет на свирели. ТРОФИМОВ идет через сцену и, увидев ВАРЮ И АНЮ, останавливается.

 

В А Р Я. Тссс… Она спит… спит… Пойдем, родная.

А Н Я (тихо, в полусне.) Я так устала… все колокольчики… Дядя… милый… и мама и дядя…

В А Р Я. Пойдем, родная, пойдем… (уходит в комнату Ани.)

ТРОФИМОВ (в умилении.) Солнышко моё! Весна моя!

 

Занавес»

 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

 

Поле. Новая, недавно восстановленная часовенка безвинноумершего Фирса, возле нее колодец, большие камни из мрамора, тщательно реконструируемые могильные плиты, летняя эстрада, возле которой ряды скамеек. Видна свежепроложенная дорога в музей-заповедник. В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город (Таганрог), который бывает виден в хорошую, ясную погоду. Скоро сядет солнце. Х_ЭLLА в костюме Шарлотты, под мышками у нее чучела двух котов, Я_FIAT_РОМЕО в костюме Яши, ЭН_Ю_СIЯ в костюме Дуняши сидят на скамейки возле эстрады; ЕПИХОДОВ стоит на эстраде и играет на мандолине; все сидят задумавшись в ожидании экскурсии.

 

ЕПИХОДОВ (смотрит на дорогу, перестает играть). Едут.

 

Все встают, пересаживаются на скамейку на эстраде, ЕПИХОДОВ продолжает играть.

Из остановившегося автобуса с эмблемой Merrill Lynch — у них, если помните, такой веселый бычок — и подпись «Be Bullish!», выходят туристы, экскурсовод умело руководит их увеличивающимся объемом.

Все рассаживаются на скамейках.

 

Х_ЭLLА-Шарлотта (пытается играть роль, в раздумье). У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. Я прыгала salto-mortale и разные штучки. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я – не знаю… Кто мои родители, может, они не венчались… не знаю. (Достает из кармана огурец и ест.) Ничего не знаю.

 

Пауза.

 

Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет.

ЕПИХОДОВ (играя на мандолине и поет). «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги…» Как приятно играть на мандолине!

ЭН_Ю_СЯ-Дуняша. Это гитара, а не мандолина. (Глядится в зеркальце и пудрится.)

ЕПИХОДОВ. Для безумца, который влюблен, это мандолина… (Напевает.) «Было бы сердце согрето жаром взаимной любви…»

 

Я_FIAT_РОМЕО-Яша подпевает.

 

Х_ЭLLА-Шарлотта. Ужасно поют эти люди…фуй. Как шакалы.

ЭН_Ю_СЯ-Дуняша (Яше). Все-таки какое счастье побывать за границей.

Я_FIAT_РОМЕО-Яша. Да, конечно. Не могу с вами не согласиться. (Зевает, потом закуривает сигару.)

ЕПИХОДОВ. Понятное дело. За границей все давно уже в полной комплекции.

Я_FIAT_РОМЕО-Яша. Само собой.

ЕПИХОДОВ. Я развитый человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направление, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер. Вот он… (Показывает на мандолину.)

Х_ЭLLА-Шарлотта. Кончила. Теперь пойду. (Роняет чучело одного кота.) Ты, Епиходов, очень умный человек и очень страшный; тебя должны безумно любить женщины. Брррр! (Идет.) Эти умники все такие глупые, не с кем мне поговорить… Всё одна, одна, никого у меня нет и… (Поправляет чучело кота.) и кто я, зачем я, неизвестно… (Уходит не спеша.)

ЕПИХОДОВ. Собственно говоря, не касаясь других предметов, я должен выразиться о себе, между прочим, что судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю. Если, допустим, я ошибаюсь, тогда зачем же сегодня утром я просыпаюсь, к примеру сказать, гляжу, а у меня на груди страшной величины паук…. Вот такой. (Хочет показать пустыми руками, затем, увидев чучело кота-Лопахина-juniora, показывает его.) И тоже квасу возьмешь чтобы напиться, а там, глядишь, что-нибудь в высшей степени неприличное, вроде таракана. (Брезгливо глядит на кота-Лопахина-juniora, затем чертит у него на лбу какую-то пентаграмму. Чучело совершенно неожиданно для зрителей оживает, жалобно мяукает  в зал и прыскает между зрителями, спасаясь от Епиходова.)

 

В зале оживление, женские крики: «Уберите своего кота!!!», «На помощь!», сильный мужской удар, затем еще и еще, затем мужской крик: «Брысь! Пошел! Дрянь!!».

 

Пауза.

 

Вы читали Бокля?

 

Зрители в недоумении – кому Епиходов задает этот вопрос? Голос вновь ожившего кота-Лопахина-junior’а: «Верните человеческий облик!! Я требую сатисфакции!!».

 

Пауза.

 

Я желаю побеспокоить вас, Авдотья Федоровна, на пару слов.

 

Вновь, еще более решительно слышится голос вновь ожившего кота-Лопахина-junior’а: «Верните человеческий облик!! Безобразие! Куда смотрит ОРУД!»

 

ДУНЯША: Говорите.

 

Голос кота-Лопахина-junior’а: «Ну, пожалуйста… Чего Вам стоит!!»

 

ЕПИХОДОВ. Мне бы желательно с вами наедине… (Вздыхает.)

 

Кот-Лопахина-junior’а, появляется из задних рядов: «Ну… просите, чего хотите!! Хотите – отдам свой нефтеналивной терминал??! И не буду больше загрязнять город…»

 

ДУНЯША (смущенно). Хорошо… только сначала принесите мне мою тальмочку… Она около шкапа… Тут немножко сыро…

 

Кот кричит: «Ура!!! Я спасен!!!». Убегает по направлению к музею.

 

ЕПИХОДОВ. Хорошо-с… принесу-с… Теперь я знаю, что мне делать с моим револьвером… (Берет мандолину за гриф и со всего размаха бьет ею по эстраде. Она разбивается вдребезги. Он поднимает торжественно остатки мандолины и шествует с ними на направлению к усадьбе.)

ЯША. Двадцать два несчастья! Глупый человек, между нами говоря. (Зевает.)

ДУНЯША. Не дай бог, застрелится.

 

Пауза.

Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий и печальный.

 Экскурсовод делает знаки всем потихоньку подниматься и следовать в усадьбу. Туристы постепенно поднимаются и покидают свои места.

 

Я стала тревожная, всё беспокоюсь. Мне еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь… Страшно так. И если вы, Яша, обманите меня, то я не знаю, что будет с моими нервами.

ЯША (целует её). Огурчик! Конечно, каждая девушка должна себя помнить, и я больше всего не люблю, ежели девушка дурного поведения.

ДУНЯША, Я страстно полюбила вас, вы образованный, можете обо всем рассуждать.

 

Пауза.

 

ЯША (зевает, смотрит на пустеющий скамейки). Да-с… По-моему так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная.

 

Пауза.

Вопросительно смотрит куда-то за кулисы. Оттуда высовывается голова АЗ_Э_ЗИРА, он показывает им продолжать играть, даже перед пустым залом.

 

Приятно выкурить сигару на чистом воздухе… (Прислушивается.)  Сюда идут… Это господа…

 

Дуняша порывисто обнимает его. Из-за сцены появляются ГИРШЪ, РАНЕВСКАЯ и СИМЕОНОВ-ПИЩИК. Садятся на опустевшие скамьи.

 

Идите домой, будто ходили купаться, идите этой дорожкой, а то встретятся и подумают про меня, будто я с вами на свидании. Терпеть этого не могу.

ДУНЯША (тихо кашляет, в зал). У меня от сигары голова разболелась… (Уходит.)

 

ГИРШЪ (хлопает в ладоши). Спасибо, друзья!! Сыграно бесподобно.

 

Из-за кулис появляются ЭН_Ю_СIЯ, Х_ЭLLА, Я_FIAT_РОМЕО. Выходят на авансцену, кланяются.

Уходят в кулисы.

 

ГИРШЪ. Ну вот, дорогой Вы мой, первое действие нашей драмы, или, лучше сказать, экшн-действия, завершено. Как Вы видите, все пока идет по нашему, вернее, по Вашему сценарию… Процесс активации правильно пошел. Теперь все дело в руках АЗ_Э_ЗIРО, но я за него беспокоюсь – ему приходилось разруливать и не такие ситуации. Один джамб с Федором Кузьмичем чего стоит! (Отпускает жестом появившуюся х_ЭLLУ.) Господа каялись и предавали друг друга в казематах Петропавловки, а он организовал вполне сносный вирус с лже-смертью императора и перерождением его в богомольного старца… И ситуация правильно сзиповалась на сто лет. А работа нашего кобальерро с брошенным и опозоренным бегством отца бывшим купеческим сыном по фамилии Чехов! Блеск. И до сих пор ждет своего часа вирус имитации лже-смерти и бегства вышеупомянутого Чехова в Африку. Просто приятно было наблюдать за его работой.

 

РАНЕВСКАЯ смотрит на него, затем делает знак. ГИРШЪ делает отрицательный жест: «Еще рано».

 

СИМЕОНОВ-ПИЩИК (тревожно). Что Вы понимаете под словами «процесс активации правильно пошел»?..

 

Появляется кот, несущий в зубах уже никому не нужную тальмочку,  ластится к РАНЕВСКОЙ. Та забирает шляпку у него и задумчиво щекочет ему подбородок. Кот начинает мурлыкать.

 

ГИРШЪ (смотрит на них, затем поворачиваясь к нему). М-да… О чем-бишь я?! Ах, да! Об успехе нашего друга… Хотя, я все же не назвал бы его решение «успехом», скорее – «вынужденный инверсный ход», так будет точнее. Дело в том, что, если вы помните, есть вирусы и есть антивирусы. Одни создают бизнес-проекты, как наш котообразный друг, другие семьи, но то и другое можно рассматривать как некие вирусы. У каждого из них свой код, свой активирующий момент, своя программа работы. Отработав свой цикл, реализовавшись, так сказать, вирус замирает, ожидая своего нового часа. Антивирусы интереснее – они ведут войну с вирусами, причем непрерывно. Правда, и тут и там мы оставляет за скобками рассмотрения автора. Автор, перестающий думать своего вируса, как правил, теряет его, так как все время образуется новые, более хитрые и агрессивные.

 

РАНЕВСКАЯ берет кота-ЛОПАХИНА на руки, поднимается, идет к сцене. ГИРШЪ тоже поднимается, согласно кивает головой, ведя за собой СИМЕОНА-ПИЩИКА.

Над сценой появляется луна. РАНЕВСКАЯ поднимает руки и кот плавно перемещается на рог полумесяца. Сидит там, дико оглядываясь по сторонам, боясь от страха даже мяукать.

Руководители уходят.

Бывшие актеры выходят на сцену.

 

Н_Ю_СIЯ. (смотрит на кота). Негредо и альбедо.

Я_FIAT_РОМЕО. Донья, как всегда, любит театральные спецэффекты.

Н_Э_СIЯ. А мне нравится. Кис-кис-кис!

 

Кот начинает тревожно мяукать.

 

Я_FIAT_РОМЕО. Спустите его. Я не могу лицезреть мучения бедного животного.

Н_Ю_СИЯ. Нельзя! Процесс трансформации еще не дошел до своей критической точки. (Надевает оставленную РАНЕВСКОЙ тальмочку.) А вообще – какой он был, этот Лопахин? Рыженький?

Я_FIAT_РОМЕО. Не бойся. Роль бледнолицей у нас отведена х_ЭLLЕ. У нее очень хорошо получается.

Н_Ю_СIЯ. А я бы в этот раз предложила бы мессиру себя.

Я_FIAT_РОМЕО. Ты бы лучше обратись к Донье, она в этих делах как раз отвечает за чистоту эксперимента. А то, если хочешь, я бы мог за тебя похлопотать…

Н_Ю_СИЯ. Естественно, не бескорыстно…

Я_FIAT_РОМЕО. Бескорыстно у нас только вон Джамбо свои арканы всем сует кому не попадя! Недаром к нему так и прилипла погоняло «двадцать два несчастья», так как никто толком с этими арканами сейчас работать не может, и получается всякий каламбур – вместо нефтеналивного терминала – гнев губернатора Чуба, вместо убитого мэра – глупый хлопчик с завода и так далее… Надо смотреть фактом в глаза…

Н_Ю_СИЯ. В лицо!

Я_FIAT_РОМЕО. Вечно ты любишь исправлять! В глаза, моя милая лже-Дуняша с белыми, нежными руками… (Подсаживается к ней на скамейку, пытается обнять. Та сопротивляется.)

Н_Ю_СИЯ. Скоро уже снова играть!

Я_FIAT_РОМЕО. Да нет, они еще только-только в зал с приведениями зашли, сейчас им х_ЭLLА являться станет  в виде ожившей покойницы. Негредо так негредо, всякие ужасы, травмы, боль и смрад… (Снова пытается приобнять Н_Ю_СIЮ. Та решительно отпихивает его.)

 

Кот резко мяукает, испускает струю мочи и кала и, не удержавшись, падает с луны прямо на них.

Крики ужаса, боли, Н_Ю_СИЯ пытается спасти свой театральный костюм от нечистот кота. Тот лежит, не двигаясь.

 

Я_FIAT_РОМЕО (отряхиваясь). Подох, что ли?...

Н_Ю_СИЯ. Как же! Подохнет он! (Пихает его носком туфли.) Вон, моргает, зараза!

Я_FIAT_РОМЕО. Прямо на меня упал! Кто бы сказал – не поверил! Пойду, спрошу – вдруг это происки ЕПИХОДОВА, что-то слишком уж точно гад на меня попал. А ведь давеча что-то он мне такое говорил, мол, что себе пожелаешь и т.д. Чувствуя знакомый запашок-с…

Н_Ю_СИЯ. Фу! Дрянь какая! Как я теперь играть-то буду!

Я_FIAT_РОМЕО. А так и будешь – зрителям такие штучка сейчас только и подавай, а на простого Чехова уже никто и смотреть не хочет: ну продали этот сад, и что?! Какая в этом, польза и смысл? Вот когда Клинтон Монику Левински в Белом доме ухарчивал, об этот и спектакль или книгу можно прочитать. А так… Если бы мне не обещали участие в новом мегаевропейском проекте только бы меня и видели здесь!

Н_Ю_СИЯ. Какой важный! А что ж мы, тогда от бедной девушки хотели – попользоваться и в кусты?!

Я_FIAT_РОМЕО. Ну почему обязательно в кусты?! А не в кустах?! (Довольный своим каламбуром смеется.)

Н_Ю_СИЯ. Смотри, кто-то из часовни идет!... Наверно, турист от группы отбился. Вот будет госпоже экскурсоводу! И поделом, мне она давно уже казалось какой-то фурией…

 

От часовни идет старик во фраке и белых перчатках. Что-то бормочет на ходу. Слышны только отрывки фраз: «Пустой человек… Недотепа… уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится… Один на весь дом».

 

Я_FIAT_РОМЕО (провожая его взглядом). Так это же Фирс! Вот – бэст!!

Н_Ю_СИЯ. Какой еще Фирс?... Неужели тот самый?!

Я_FIAT_РОМЕО. А ты думала!

Н_Ю_СИЯ. А кто же тогда в часовне лежит?!

Я_FIAT_РОМЕО. Естественно, никого… Очередной вирус.

Н_Ю_СИЯ. Или анти-… Вот это да!! Об этом я не знала.

Я_FIAT_РОМЕО. Ты еще много не знаешь, крошка! Тебе еще учиться и учиться у опытных людей, а ты уже – вон, в рубедо лезешь! Заработаешь штрафной круг, да и не один, дорогая. (Приобнимает её.)

Н_Ю_СИЯ. Фу! Как от тебя пахнет котом!

Я_FIAT_РОМЕО. Миль-пардон! От Вас, конечно же, пахнет фиалками и жасмином… (Целует её в щеку.)

Н_Ю_СИЯ. (все еще под впечатление от воскресшего старика Фирса). Надо же! Сколько же ему лет!

Я_FIAT_РОМЕО (играя её локоном). А он, наверное, Вечный Жид, или еще какой-нибудь вирус…

 

Из-за автобуса появляется водитель с ведром. Идет к колодцу, набирает воды, возвращается. Берет щетку, стирает с бока автобуса надпись, из-под которой проступает новая: веселый ребенок на белом коне на фоне огромного солнца. Слоган: «¥E$ – и ты-€».

 

Кстати, а не решить ли нам обе проблемы сразу? Возьмем у водителя ведро воды, всполоснем нашы одежды, а пока они будет сохнуть, познакомимся с внутренним устройством автобуса?

Н_Ю_СИЯ. А что там, внутри?

Я_FIAT_РОМЕО. А Вы что не знаете?! О-о-о-о! Там же есть прямая трансляция из зала чудес. Где, как Вам и хотелось, будут происходить всякие трансформации… и фокусы!

Н_Ю_СИЯ. Ну, мы быстро! Правда?

Я_FIAT_РОМЕО. Чиста, самая, буквально, альбедовская чистая правда. (Встает, держа Н_Ю_СИЯ за руку, и пятясь ведет её к автобусу).

Н_Ю_СИЯ. Ну, мы на минутку! И сразу будем готовится к спектаклю!..

     

Они подходят таким странным образом к автобусу, Я_FIAT_РОМЕО что-то говорит водителю, тот согласно кивает и выходит из автобуса. Они поднимаются вовнутрь, закрывая за собой дверь.

Водитель смотрит на окна автобуса.

 

ВОДИТЕЛЬ: Эй, на барже!

 

Из окна выглядывает уже полураздетый Я_FIAT_РОМЕО.

 

ВОДИТЕЛЬ: У тебя, парень час! Успеешь? (Я_FIAT_РОМЕО делает успокоительный жест рукой.)

 

ВОДИТЕЛЬ смотрит по сторонам, затем направляется к реке.

 

 

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕПушкин-Грилленкопф Ю.А  PSYKEY-2006 на базе  2006

 

Кабинет директора музея. За полупрозрачной стеной – «зал чудес». В нем на полу большая карта Таганрога. Х_ЭЛЛА с котом под мышкой берет за руку людей, на которых маски арканов и отводит на их места на карте города. В комнате на диване сидят ГИРШЪ и РАНЕВСКАЯ. Между ними – СИМЕОНОВ-ПИЩИК.

 

 

 

 Пушкин-Грилленкопф Ю.А

WWW.PSYMOCT.COM

  :