|
Yelena
Chizhova. Эпизод III («A Criminal»). Елена Семеновна наделена удивительным даром – точно попадать в цель (цепь?) своего времени. Ну, посмотрите – только-только вышла ее первая книга (пардон, a novel «Крошки Цахес», 2000), а вокруг только и было разговору про младопетербуржцев, которые принесли с собой в Москву, буквально «захваченную погаными ляхами», некоторую надежду на диалог. А не покорное ползание всем миром на коленях перед западными людьми. Или мост. Между двумя равноправными в своем уважении к другим берегами культур. И вот «проблема идентичности постсоветской России», о которой буквально кричали все всерьез настроенные люди, вдруг нашла себя в небольшом тексте, напечатанном в малочитаемом толстом журнале. Вдруг выглянуло солнышко – оказывается, - ба! – ведь мы и забыли, а ведь такой мост-диалог уже существовал у нас. Правда, на ограниченном пространстве «школ с углубленным изучением ряда предметов на иностранных языках». Но ведь было же! И не только «Березки», но и вполне грамотные люди, говорившие почти без акцента! И читавшие «Вильяма нашего, понимаете, Шекспира» прямо на языке оригинала... И премия «Северная Пальмира» (2001), которая была удостоена эта «тетрадь» вполне говорила о качественности этой связи. Но прошло время, и мы все стали понимать, что нам еще многого не хватает – круг своего должен быть расширен. Тот «безудержный либерализм», размывавший одну из сторон диалога, требовал некой более укорененной в себе, в своей почве, в своих, если хотите, архетипах/основах. Государство выбрало – Победоносную Войну. Духовитое сообщество Православие РПЦ. И здесь появляется новый роман Елены Семеновны с характерным названием – «Лавра» (2002). Роман мало кто читает, даже в церковных кругах (пресс-центрах крупных благочиний). Дискуссия по нему, которую пытается «вызвать на себя», редакция журнала «Звезда», и лично г-н Азадовский, все время буквально натыкается на некую «упрямую стену». Ни тема «женщина и православие», ни другие попытки промоушина не дают результата. Текст не идет. Хотя и уже выдвигается на престижную Букеровскую премию (2003). В дело пускается тяжелая артиллерия – г-н Померанц, но даже его снисходительный взгляд не дает нужного эффекта. Премия проплывает мимо. И сам текст дает объяснение этому – поврежден главный миф. Основной очищающий «текст!» – Причастие Телом и Кровью Спасителя – требует перезагрузки или «очистки», или еще чего-то, что даст ему вновь животворящую силу (!!!). Уже тогда Елена Чижова намекает на кровь. На что-то «племенное», которое было когда-то смешано, разбавлено, заражено какими-то привнесенными элементами, что не дает Мосту с нашей стороны быть. Что убивает митрополита Никодима, выбрасывает вон о. Николая, разрушает семью её героини, буквально растерзывает душу любовника, стремящегося выехать из страны. И Елена Семеновна, - дама надо сказать очень решительная!
– делает этот шаг: роман №3 «Преступница» (2005): «Хочу, очистися!».
Её новая героиня – полукровка, которая стремится выполнить некий мессианский
шаг, преодолеть/превзойти «болезнь своей крови». И здесь
нам хочется отметить интересную параллель романов с вышедшим в это же самое
время (весна И новая героиня, – Маша-Мария Арго – как один из джедаев киносериала, тоже выбирает «темную сторону Силы», некую новую стою (волчью), которая дает ей силы «изменять мир», бороться с рабской и холопской кровью ради других и т.д. Как до конца оформленный смысл трилогии - получается, что глина, из которой месят людей на этом берегу, изначально «с душком». Большой Дух только вдыхает себя, но в результате образуется горючая смесь, которая стремится вырваться за границы вновь обретенной формы, разрушиться, вновь обрести покой безличностного, вязкого, слипшегося существования. Здесь нет Слов/слов/имясловия, зато есть привычное бормотание, заговаривание, завывание, недоСлова (в смысле называния, оформления словом), плохоСлова. - Иди, копай! - Позвольте, господа! Моя табличка/имя… - КОПАРЬ!! (Гы-гы-гы…). - Позвольте же сказать...! - Рыть. - Рою (растерянно). - Роет (удовлетворенно). - Роем, роют… - И будут рыть. Всегда. Ну, понял?! - Господа!... - Не понял??! - Я..! - Тогда – мочить. - Ммм-м-мо-о-о-очить. Мочу, мочат, мочим. - И замочат. Без сортира. В лопухах. На воле. (Поэт молчит и ритуально роет). Можно сказать – о взыскание Иного.(И здесь как альтернативу Иного можно упомянуть печально известное «Письмо 500» о запрете еврейских организаций). Но возникновение иного традиционно – формирование иного государства, которое бы занялось изменениями групп людей/племен/семей, её составляющих. А. Цветков: «Сторонники мобилизации всегда действуют от имени и по поручению несуществующего/невозможного, раздражая охранителей и отпугивая массы. Негативная диалектика учит, что только несуществующая система, невозможная с точки зрения системы существующей, став стимулом, может привести к качественным изменениям, то есть к реализации Истории. Мобилизация – это производство. Другого вопреки Этому, изобретение таких желаний и таких средств их реализации, которые ставят под сомнение «общепринятые отношения», говоря им: «Если мы есть хотя бы как проект, то вам придется исчезнуть в процессе его реализации»». Ситуация сверхобщественного контура (СОК), который начал формироваться по итогам ХХ века, выносит эту проблематику («двух берегов») в некое новое пространство. Пушкин-Грилленкопф Ю.А www.psymoct.com |
|
|
|
|
|
|
|