www.psymoct.com

 

LES EXTREMITES SE TOUCHENT

"... противоположности сходятся"

 

 в  Саратове на ярмарке соцкультпроектов...

        После эдакого "по-французски лихого" заголовка далее следуют два текста –

"чумазый" и "светлый",

"обгаженный" и "приглаженный",

"мой и "чужой".

         Какой из них "вернее"? Я не ставил себе такого  рода вопросов - просто гг. Щедровицкий и Князев попытались найти  свой шанс для России в мире глобальной неопределенности,  а я - в мире своей неопределенности: скоро выборы мэра, и, кажется,   мои задачи в этом городе на исходе...

       Что еще хотелось бы сказать перед прочтением этаких разных текстов...

      Ладно, прочтите, а поговорим - потом!

       

 

      "В рубеже нового столетия одним из наиболее серьезных вопросов,

определяющих политику целых государств и их сообществ, стал вопрос

о том, куда идет в своем развитии мир.

      Во второй половине XX века явственно обозначились пределы роста

традиционных индустриальных моделей развития, опирающихся на

экстенсивные методы использования природных ресурсов, территории

и человеческого потенциала. На фоне снижения рентабельности и роста

издержек в традиционных индустриальных отраслях возник и стал быстро расширяться сектор инновационной экономики, ориентированный на производство новых технологий - от научного открытия и изобретения

до создания моды, стилей жизни и систем  управления процессами

расширенного использования нововведений. Поменялись не просто

технологии и материально-предметная среда жизни, поменялись

культурные парадигмы, которым следовали люди в своей деятельности.

Мир геоэкономики (Pax Oeconomicana)".

 

        Давешний номер изволили мы закончить философическими строками о том,

что, мол, "мы с тобой как два зеркала, между которыми - весь мир".

        Что-то вроде такого, только за строками о зеркалах явно проглядывался

наш прошлогодний семинар, который так и назывался - "Зазеркалье".

       Впрочем, не только в этих стихах, а гораздо глубже, в самих

столкновениях "до и после" так ясно стало обнаруживать себя

тематика именно "зазеркалья",

раздвоения "черного-белого",

"чумазова-благородного",

Рогожина-князя Мышкина,

Аглаи-Филиповны

и т.д. 

 

 

   "В последней четверти XX века в мире фактически сформировалось новое  геоэкономическое пространство, сложилась новая реальность транснациональных  потоков сырьевых ресурсов, товаров и услуг, организационных, финансовых  и человеческих капиталов, основанная на новых культурных образцах.

    При этом культура окончательно перестала быть национальной и превратилась  в интернациональный феномен, который в силу своей трансграничности и  легкости распространения по новы коммуникационным каналам (кино, телевидение,  Интернет, мировые торговые сети и пр.) стал казаться космополитичным".

 

      То черное вдруг становится белым, то странный старик из наших старых

строк превращается в живого, в чалме Санкт Такар Сингха, которым были

обклеены афиши в городе. То моя старая знакомая вдруг оказывается в

постели со мной, и задыхается от желания и невозможности быть со мной...

       Еле-еле держится от соблазна проклянуть меня - а ведь дар-то есть,

даден от Бога! Так что и мигом исполниться - знает, от того и боится,

молится, чтобы пронесло ее мимо такой напасти. А её, вишь, и на

кинорежиссера выносит... Значит что - правильно молилась?! 

Проклятье ли то? Или обман - что "судьба"? И где распознать?

Кому довериться?! За кого теперь, - после постели-то той!

В которую одну, может быть все это время и верила,

надеялась внутренне - есть, мол, еще и такой вариант!

А вариант-то, оказался плешивый... Как теперь

быть?  А я сам? Скольких я  замучил своими

"Пошел на ху.!!" этой осенью...

         Сколько накутил в сладострастном

дыму и желании...  Да через венерику

свою нападучую... Сколько всего

- и самое  что главное,

становится все

виднее

и

виднее

"после того как",

после Отражения в Зеркале,

а до него - угар, смрад, горение с

желанием-с. Угар собой, одно слово! Да что

там угар! Литература. "Второе внимание", "техники ментальной медитации" и т.д.

 

"Главным итогом такого геоэкономического, культурного, а вслед

за этим и политического переустройства мира стало оформление ряда

больших технологий - цепочек активности, в которые связывалась

("упаковывалась") деятельность людей уже не только в национальных

границах, но по всему земному шару. Эти цепочки были изначально

культурными феноменами и выражали ориентацию на вполне определенные

ценности, образы будущего. Иными словами, за каждой из таких цепочек

активностей стоял свой образ (проект) Будущего, собственная модель

развития. В связи с этим не требует пространных доказательств тезис,

согласно которому выгоду от "связывания" активности людей в

определенную последовательность (линию) поведения извлекали

в первую очередь те, кто задавал цель и смысл это последовательности

- производители проекта Будущего, на худой конец, его трансляторы".

 

Но это все - лирика, скажет умный человек.

Та же литература, которая  хороша была в 19 веке для

нарождавшихся буржуазных отношений.  По которой еще

(см. план-идеи Бальзака о "Человеческой трагедии")  можно было

"учиться жить". А теперь - век "инновации", интернета, 

про  звезду  Полынь  (как   учил Лебедев -    сеть

железных дорог в Европе!)  только сектанты

и медитируют... "Тексты хороши, когда

они умирают..."

 

      "Можно предположить, что названный кризис будет вызван

рассогласованием между базовыми процессами неоиндустриального

развития с опорой на инновационный комплекс, с одной стороны,

и ключевыми инфраструктурами., обеспечивающими обращение мировых

ресурсов, с другой стороны.            

         В качествеключевых ресурсов следует назвать человеческие,

биосферныерганизационные, финансовые, культурно-образовательные

и т.д. Доставшисьнам в наследство от предыдущего этапа

индустриального развития, базовые инфраструктуры не способны

справиться с новыми геоэкономическими вызовами и резко возросшими

темпами постиндустриального развития. В связи с этим, надвигающийся

кризис будет скорее всего иметь "матрешичную" структуру: в ядре -

кризис перепроизводства нововведений, а на периферии - кризис

"коммуникационных инфраструктур" различного типа - в том числе

ключевой инфраструктуры: сложившейся системы координации интересов и принятия коллективных решений".

 

      "Поминутно (в "Однако"!) жалуются, что у нас нет людей стратегических; что бюрократических людей, например, много; "садовых" генералов, да  министров много; разных "исполняющих обязанности", сколько бы не  понадобилось, сейчас можно найти каких угодно, - а стратегических  людей нет. По крайне мере, все жалуются, что нет (16.05.03 постпослание  Президента).

      Далее, говорят, простого честного чиновника днем с огнем  не найти, все сплошь казнокрады, да для-себя-барышники. Там, слышишь,  мэра за какие-то акции уложили, там депутата посреди дня - но  политически! - отправили на тот свет. Каждую зиму уже зимуют, а  батареи самолетами возят, да водопроводы по морозцу в снег кладут.

     Кажется, сколько в государстве присутственных мест, все служили,  служат, и будут служить, - так как бы, кажется, из такого материала  не составить одно, пусть даже не "стратегическое" правительство?

    Ан нет...".

(переделано из "Идиота", Ф.М.Достоевский, Часть 3).

 

      "Исторический опыт показывает, что разрешение социо культурных и  экономических кризисов каждый раз предполагает проектирование и

строительство новых институтов, обеспечивающих преодоление ключевого разрыва между новыми базовыми процессами и старыми инфраструктурами.

      В середине XIX века такими институтами стали железные дороги,

городское коммунальное хозяйство, государственная промышленная

политика, профсоюзное движение, научная организация труда. В середине XX - потребительский  кредит, общество всеобщего благосостояния, сеть супермаркетов,  новая волна управленческих профессий, опирающихся на рекламу и  маркетинг, план Маршалла и международные финансовые организации."

ФОРМУЛА РАЗВИТИЯ (П.Щедровицкий, В. Князев)

Форум Стратегии региональногоразвития

(www.prometa.ru).

 

Что теперь?

Об этом роде мы уже

 писали в прежних своих статьях -

переход к новому типу цивилизации, "антропному",

т.е. не связанному с конкретным этноландшафтным прошлым.

И здесь возникает главная  "загвоздка" - для этого "случая" не нужен

Проект, не нужен  План Будущего (sic!). Как-то все по-другому! Без привязки к

временным координатам, которые есть производные от европейского  типа цивилизации (БПМ-3)?

 

 

 

Пушкин-Грилленкопф Ю. А.

 

www.psymoct.com