|
www.psymoct.com Больше габитусов |
|
|
Ну, что же, можно приступать
к очередной писанине…
Кажется, за нумером «дюжина». «Восток, однако, дело тонкое!» В
Ираке «наши арабцы» одержали очередную моральную победу: напали на американский
конвой (!). Американцы уже опять смотрят по сторонам в надежде, что бы найти
того, кто бы за них умирал на улицах Багдада. Нашли пока одних курдов, но они
явно «не того». Скоро, очевидно, найдутся и шиитские ребята. Словом, кто не
читал А. Панарина №№4-10 в журнале «Москва», тот прямо ничего не пожалеет:
третья империалистическая, режь – не хочу! Но к т. Панарину мы еще вернемся, сперва, ответим на то, что за то время пришла на e-male. И то, что просто не успело войти в прошлый номер. Таганрогский габитус г-на
Бурдье На
нашего мэра подали в суд, и, как не странно, дело выиграли. Выборы были
признаны незаконными, наш мэр теперь «под вопросом». Предстоит еще
разбирательство в областном суде, но…
Вы представляете себе наше состояние: мы это дело закрутил, мы его,
можно сказать, довели до точки кипения, осталось только пойти в суд, что и
сделали эти «отчаянные люди»?! Пришлось срочно вновь возглавить процесс и
предложить некоторым заинтересованным людям проект создания некой площадки,
на которой можно будет отработать технологии «противостояния Ростову» (понятно же, что мэра снял не какие-то
пупкины, а недовольный «независимостью Таганрога» г-н Чуб, он же хубернатор
края Донскаго…). Но пока суть да
дело, вдруг оказалось, что традиции проектного отношения к действительности –
кот наплакал (!). И даже еще меньше… Какая там
«Ярмарка соцпроектов…», какой там «дизайн действительности»! Какой, можно
сказать, Abschied vom Superstaat! Шок разрушения стереотипа поведения – и это у
самого «продвинутого» (б.д. «Тагмет»!)
И который сейчас (30.03.03! – выборы в ЗС Ростовской
области) противостоит тому же областному начальству. М-да… Еще раз
«болото», еще раз «электрон»… Тогда
имеет смысл вернуться к основному противоречия эпохи. О котором
мы уже не раз и не два писали – переходу
к антропной цивилизации. Как-то так получается, что на этой неделе я
получил «отлуп» от одной своей старой знакомой, но… вместо боли почувствовал
облегчение – я стал таким, как написал г-н Панарин, т.е. эгоцентристом,
асоциальным типом, который не может собрать вокруг себя даже элементарную
«ячейку общества»: у меня на этом месте, почему-то,
оказалось пустота. Вернее, психотравма от прошлого брака, но вот что
интересно: ее «зарастание» в прошлом году обнаружило один очень интересный
феномен – я стал воспринимать жизнь как тренинг. Не как «долг»,
«обязанность», «право», а как некое поле для самых разных экспериментов – как
с собой, так и с другими. Естественно, с полным правом и других так же относиться
ко мне самому! «Балуйтесь, друзья! Жизнь коротка!». И только после прочтения
т. Панарина я вдруг обнаружил (отрефлектировал),
что очень мало людей так же относятся к жизни… И
даже больше того! Тот самый «габитус», который разлит вокруг меня, и который
у меня(!) формировался совсем не в этой среде, ставит меня в положения white man’s missioner
for dises Aboriegenen Civilisationen machen… Но я как-то не очень этого хочу, да и они сами тоже
не очень рвутся – попытка любой социальной или личной (даже родовой!) рефлексии тут же наталкивается на барьер
стереотипа… А я хочу играть!!! Антикварные
репрессалии для www.aom.ru. Вот
так. Игра «окружи себя своим цветом». «Когда трое соберутся во имя Моё…». Но
вот этого и не хочется! Заниматься «коллективным творчеством» на пленере.
Есть моя жизнь вокруг меня каждый день – и этого достаточно! В отличие от
г-на Панарина, что о чем он пишет с ужасом и презрением: «бескорневость», «несоциабельность», «внеморальность»
и т.д. для меня позитивный процесс, в котором я освобождаюсь от
предзаданности места и времени рождения, норм и стереотипов обучения и т.д. Я вынужден (и беру! хи-хи! Просто
вынужден отбирать из чужих и не очень компетентных рук!) все ответственность
по человекостроительству
себя самого! Ну не очень я доверяю господам нынешним циникам. А здесь как раз и
происходит тот самый процесс, который в традиционной культуре старались
максимально затушевать: предопределен-ность (социальную, биографическую,
телесную и т.д.), которую умные господа социологи и обозвали «габитусом», и
который был сформирован «исторически на основе приспособления к данным историческим и этноландшатным условиям»
(цитата по «Москве», курсив – мой, П.-Г.). Итак, есть определенный
«набор схем и решений, полученных при применении этих схем в практике». «Опыт
народа». Например, эскимосу все равно как
ловить жирафа – в его условиях жирафов нет, а, следовательно, он может
интересовать его (иметь смысл для
него!) лишь гипотетически. Антропологический
разрыв. Иное дело если этот эскимос становится туристом или
едет учиться в Москву. Но тогда он перестает быть «эскимосом», он
выдергивается из своего этноландшафтного габитуса и помещается совсем в
другую ситуацию. Он, к примеру, может поступить во ВГИК, и стать Шукшиным или
Айгы. И для того, чтобы поесть (или по(вы)пить! а
проще говоря, жить) ему теперь придется или писать (и продавать!) стихи или
заниматься какими-то другими «практиками», за который он может получать
всеобщий эквивалент. А умение ловить тюленей ему будет только мешать. А,
следовательно, ее надо или забыть или «переосмыслить» для продажи в виде
«сказок-легендов-тостов». Тем боле, постмодернизм создал рынок (спрос) для
этого типа «экзотик/поделок». Вот это «голая правда» вылезла сейчас наружу. (И ее буквально навязывают Ираку и всем другим странам, которые
пытаются изобразить из себя «традиционных паинек». Нет, господа –
«голая, она же, чистая! «Правда»! И никаких отговорок – CNN, MTV, Coca-Cola, ICQ (internet) – forever!). Србия, Iraq – и трудись как «папа
Карла М.» Возникает
своеобразный «вызов» (challenge) – во всем мире набирает ход «распаковка
традиционных смыслов», формирования мира Pax Oeconomica.
Есть несколько тактик по отношению к этим процессам: – встраивания/овладения «передовыми технологиями»; – пытаться зарабатывать на консервации или пролонгации
габитусовых фобий и фрустраций (см. «Новый мир», №6(?) за 2002, «Друг утят»
от автора «Б. тупика», панаринская «Москва» и т.д., благо сейчас есть заказ
на «противостояние». Не настоящее, а так, вподнарошку, вроде бы как «Основной
инстинкт» (интересно, какой же, все никак не пойму - Прятать голову в песок, сто ли?) на ОРТ); –
пытаться выстроить «свою антропную
зону», за которой можно делать все, что хочет этот мира, а в ней можно заниматься
«антропотехниками, антропотекстами, антропо… и прочими «для души»). Но
что-то в этом сценарии не так! Не правильно, причем, когда ситуации подошла
воде бы «к самому тому», вдруг заниматься огораживанием. Несерьезно это
как-то! Тем
более, что многое вокруг тебя становится «виднее» и
понятнее. А, значит, по другому («не наивно»!) можно
строить свои практики в этом бушующем мире. Не по «западному», ни по
«совковому». Я искренне прошу прощения у некоторых дам за
стиль картинок, которые сопровождали мой высоконаучный текст – захотелось,
знаете ли, пошалить. Эдак, ненавязчиво. А почему бы,
собственно говоря, и нет?! Чувствую,
много чуши напорол, поэтому… …
хотелось бы закончить из старика Юнга: «Лишиться невроза все равно что потерять себя». И в этом «защитники габитуса» (читай – гумуса культуры), конечно же,
правы – все вокруг, начиная от языка,
до самых рафинированных форм рефлексии несет на себе память веков.
Просто так «зачистить» до экономических обменов и голого эгоизма – значит только
подойти
к краю «западной» цивилизации (к культурной гидропонике!). Или себя самого как представителя б.у. «совчеловека». Как этноландшафтный дизайн –
антрополандшафтный дизайн (практики
личностного роста, экология личности и т.д.) все же ситуативен и вторичен.
Без этого, кажется, еще можно кой-как прожить. А вот
без чего – «сдохнешь, а надо!», этого в них пока еще
нет… Нет, еще
хочется помыслить! Чем
«хорош» наш капитализм – «шизофренический», по определению С. Кургиняна! – из
него нет ходу в классические формы традиции или в их опревращенные/снятые
«музейные» формы: здесь все слишком серьезно. Еще шаг – и можно скатиться в полный «гнозис»: слишком пустынная и разрывна и так
культурная почва здесь. Одичание здесь грозит как не в одной цивилизации. И
без эфмеизмов – «страшный русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Который
непонятно сейчас каким «Большим смыслом» можно удержать, раз все смыслы
начинают оказываться историческими психотравмами этноса. Вот на этот вопрос я
пока что не вижу ответа. Ни у кого. Увы!
Новые
ценности? Не тянут... Поля ценностные тоже формируются как габидусовые
психотравмами. Она надежда – трансантропный слой (см. №№ где-то так 30-40-е!)
даст решение этой непонятной проблемы. Пока. Пушкин-Грилленкопф Ю.А. |
|
|
www.psymoct.com |
|