Татьянин  день

 

 

 

25/01/03 г. Татьянин день. Затемненная комната, на самом большом телеэкране компьютерная анимация, на других – какие-то графики. На одном из экранов - «Зеркало» с Влириновским и Главным Аниматором.

 

ГОЛОС ОДНОГО ИЗ «ДИЗАЙНЕРОВ»: Как Вы и просили, мы ввели в программу образы из фильма «Ирония судьбы» и попробовали проверить их судьбы на интервале в тридцать лет. Естественно, началом мы определи 71-72 год, ввели общие параметры наиболее поворотных событий поздней советской среды  - «перестрой-ку», путч, дефолт и более мелкие, касающиеся - мест проживания (Новые Черемушки), возможный переезд матери главной героини в Москву, размен двух квартир на одну трехкомнатную, рождение двух детей...

ГОЛОС СОЛИДНОГО ДЖЕЛЬТМЕНА: Меня бы больше интересовала история моего прототипа…

ГОЛОС ОДНОГО ИЗ «ДИЗАЙНЕРОВ»:  Да, да, извините! Итак, Ваш прототип после неудачного сватовства к героине, которую играла Барбара Брыльска, выбрал для себя более «продвинутый» вариант, т.е. женился с расчетом, стал хозяином крупной фирмы по торговле недвижимостью, у него родился сын, который закончил Ленинградский финансово-экономический институт, и теперь переехал в Москву в составе сил «Северного альянса»…

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬМЕН (Ю.Яковлев): А можно без арго…

ГОЛОС ОДНОГО ИЗ «ДИЗАЙНЕРОВ»: Да, да, извините! Который переехал в Москву работать в аппарат Правительства.

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН: Ну, а мой прототип?

«ДИЗАНЕР»: Он умер. (Общая пауза, на экране похоронная процессия, лицо вдовы, памятник).

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН: Как умер?? Когда?!!

ДРУГОЙ «ДИЗАЙНЕР» (чуть постарше): Понимаете, у нас же не как у Булгакова, мы не можем сообщить точную дату смерти и даже поставить диагноз, от которого случился летальный исход. Наши модели дают погрешность в один-два годы. Если же  считать с даты выхода фильма на экран (73 год), то у Вас, извините, у Вашего прототипа еще есть в запасе год-два жизни…

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН: Что за чушь вы мне несете!!

ВТОРОЙ «ДИЗАЙНЕР»: Вы понимаете, это совсем не чушь – так как переезд сына и смерть отца плотно привязаны друг к другу: это два поворотных события второго уровня через  которые определяется все дальнейшие в их судьбе!

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН (возмущенно и гордо): Я прекрасно понимаю, что такое… второго уровня, не одни тут… с учеными степенями! Василь Василич (в сторону сидящего с ним солидного господина в роговых очках), давай, выйдем на минуточку, нам надо отдельно поговорить!…

Они поднимаются, господин, очевидно, руководитель всего этого дела, показывает «дизайнерам», что они ничего не понимают в этой жизни.

В коридоре он берет солидного господина под локоть и заботливо что-то шепчет ему.

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН (отстраняясь): Не гони ты мне вашу туфту!! Я прекрасно все понимаю, но, согласись! После такого прогноза трудно не возмутиться!

Входят в кабинет. Садятся за стол.

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДИН: И не заплатить…

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН: Ты же понимаешь, сейчас у сына такая пора – его вот-вот вызовут в Москву, и что я ему должен сообщить: что его перевод прямо связан со смертью его отца?

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДИН (пробует закурить трубку): Или матери…

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН: Что??! (После паузы) То есть? Что ты хочешь этим сказать?? Как у тебя вообще на такое… шевельнулись мысли!!

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДИН (вынимая трубку изо рта): Ипполит, просто я знаю уже твою семью не один десяток лет… И, кстати, в смерти твоего прототипа будет заинтересована именно его жена… Ей захочется вперед, на простор новой жизни, в Москву, а твой прототип будет связан крепко-накрепко с Петербургом, он не захочет переехать в Москву. И то, что раньше работала на его судьбу, теперь будет работать против него. Как говориться: раз взял, другой раз отдай! Закон сохранения энергии судьбы!..

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН: Ну, не знаю… а нельзя ли… ну как это… подобрать какой-то другой уровень… ну, не знаю! Ну, придумать что-то еще…   

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДИН: Есть только один выход…

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН: Какой??

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДИН: Как мы говорим, на своем арго! – «вмешательство высших сил». (Берет трубку в рот).

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН: Что это такое?!

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДИН: Например звонок прямо от Самого…Верха! Вдруг, ни с того, ни с сего ему взбредает в голову мысль набрать номер вашего телефона и… для судьбы это не нарушение ее законов, а просто проявление другого уровня. Вон, тот же Лукашин из фильма – ты знаешь, что мы вычислили? Абсолютно точное попадание сценаристов! В 70-м году выходит постановление Правительства, - еще советского! О предоставлении вдовам, чьи мужья погибли на войне, и которые с той поры ни разу не выходили замуж, право на внеочередное жилье!.. Двадцать пять лет победы в ВОв и тому подобное! И вот матери двух главных героев фильма получают за три дня до нового года квартиры!.. (Уверенно смотрит на растерянного Ипполита). «Вмешательство высших сил» - матери двадцать пять лет жили без семьи, теперь их дети получают возможность жениться… И тут уже ни ты, ни твое прекрасное предложение руки и сердца, как события более низкого уровня, не могут повлиять на их судьбу. Лукашин делает предложение Гале, затем идет в баню, напивает в свою честь, и так далее, по фильму!     

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН (встает): А как обеспечить этот звонок? Кому-то надо заплатить?

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДИН: В этом-то весь и вопрос, что он должен сам это захотеть! Именно в этом случае начинает действовать закон нового уровня. Еще лучше, если бы это был звонок из Лондона или Нью-Йорка, тогда бы… (разводит руками), сам понимаешь, где сейчас цент мира. Так что – жди! 

 СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН: Что жди! Что жди! У меня, вроде бы есть один адрес человека, который работал в штабе по выборам Буша, но… что бы тот позвонил!!

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДИН (встает, вынимая трубку изо рта): Сам смотри… По мне, так лучше, если бы это было что-то связанное с Ираком… Что-нибудь «алькаидное»… Не хочешь же ты повторения судьбы Пал Палыча?! (Ипполит встает, Солидный господин – за ним, берет его под руку). А деньги за прогноз, как и договаривались, ты уж, будь так любезен, внеси в оговоренные нашим договором сроки… Ты не представляешь, на какой уровень мы сейчас выходим – мы теперь можем просчитывать даже события четвертого уровня, уровня королей и президентов!

Провожает его уже по коридору.

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДИН (обрывки фраз): … Руслан Аушев… Лебедя! Оказалось, что у него уровень только Секретаря совбеза… Его вбросили во второй тур в 96, а ведь вели до этого с 88 года!  

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН: Ну, а нынешнего… тоже ведь, твоя работа!?

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДИН: Не скрою, немного и мы поработали, но после осечки в 96, нам уже не так доверяли, так что… А вот следующего, мы…  (осекается).

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН: И ты, конечно, уже дал подписку о неразглашении!…

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДИН (шутя): Да нет, что ты: тебе же полгода жить осталось (подхихикивает), могу и тебе сообщить – для бизнеса!! Прибыль – пополам! 

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН: И, естественно, заломишь за это еще более космическую сумму…

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДИН: Ну, не без этого… Ты ж сам понимаешь, сколько это будет стоить в 2007 году?! Для сыночка-то…

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН (иронично): И риски тоже мы будем делить пополам? А сознайся, ведь до меня доходили слухи, что Кириенко – это твоя работа!…

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДИН: А кто тебе говорил?..

СОЛИДНЫЙ ДЖЕЛЬТМЕН: Знаю, знаю – вы люди старой закалки, из вас информацию надо клещами тянуть…

Удаляются вдаль коридора.

Комната с аппаратурой прослушивания. Один из «спецов» в наушниках перед магнитофоном.

СПЕЦ: Возьми дальним микрофоном! Хорошо! Веди их по лестнице тоже!

ГОЛОС ДРУГОГО СПЕЦА: На лестнице у нас нет микрофонов!

СПЕЦ: Тогда попытайся пустить кого-нибудь мимо них с первого этажа, пусть быстро установит переноску!!

ГОЛОС: Не успеем!! У них там охрана, будет долго выяснять!

СПЕЦ: А, ччерт!! Тогда быстро на дверь, и передайте информацию об этом Предводители команчей наверх, пусть там решают, вести нам его дальше или нет! Все!!

Ипполит Матвеевич выходит из здания, натягивает на руки перчатки, за его спиной вывеска: «Альтист Данилов», постинформационное агентство. Случайный прохожий человек просит у него закурить. Ипполит Матвеевич отвечает ему небрежно: «Не курю». Тот кивает головой и проходит мимо.

СПЕЦ: Ну вот, хорошо, теперь веди его. До команды».

 

Ну что сказать? Сценарий – так себе! В январе прошлого года что-то нашло, решил записать, только… все как-то слишком «по-киношному». Пиротехника, «спецы», «прослушка». В жизни же все гораздо банальнее. Стоит подать какое-то плевое заявление против «мэра», как тут же появляются какие-то мальчики с дядей во главе, начинают «тихо» пугать - мельтешить перед глазами, что б, значит, того… Предупредить. Дядя явно из «бывших ментов», поэтому инструктаж так виден невооруженным взглядом… Провинция! Одно слово. Ребят из Ростова обдурили, перекупили пару-тройку депутатов, назначили своего мэра – капитализм (читай, «технология успеха») шагает по стране! Грустно это все, господа! Лучше уж - в кино!

 

«ГОЛОС ПО РАЦИИ: Из машины вышли две женщины, Пошли в разные стороны. Первая движется по направление к метро, вторая села в машину. Продолжать наблюдение? (Хрип). Вас понял.

Поток машин снова двинулся вперед.

Надежда Степановна открывает дверь своей квартиры, входит. Медленно раздевается, смотрит в зеркало на себя. Идет в ванну, моет там руки. Выходит. Только теперь видит, что в комнате сидит какая-то женщина и в упор смотрит на нее.

НАДЕЖДА СТЕПАНОВНА (Барбара Брыльска): Вы кто?

ЖЕНЩИНА В ДОРОГОМ ПАЛЬТО: Я – Галя.

НАДЕЖДА СТЕПАНОВНА: Оччень приятно, но… как Вы оказались в моей квартире?

ЖЕНЩИНА: Очень просто – у меня был ключ. (Показывает его).

НАДЕЖДА СТЕПАНОВНА: Как… ключ?

ЖЕНЩИНА: Ключ от этой квартиры. От квартиры, часть которой принадлежит мне…

НАДЕЖДА СТЕПАНОВНА: Подождите! Как это «мне»! А кто Вы такая??

ЖЕНЩИНА: Я еще раз Вам говорю – я… Галя. Та самая Галя, которую  Вы когда-то оставили с носом. (Качает ключом).И теперь я возвращая себе то, что было мною когда-то потеряно… Надеюсь, Вам теперь все понятно?!

НАДЕЖДА СТЕПАНОВНА: Не совсем…

ГАЛЯ: Я – та самая Галя, Галина Григорьевна, у которой живет сейчас Ваш бывший муж, Лукашин Евгений Аркадьевич. You understand my? (Встает из-за стола).

Вечереет.

Людей у стендов обмена квартир уже почти нет.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Банный переулок. Слева опять баня, справа – обмен и продажа квартир. Все как в старой предновогодней комедии. А между ними – вот эта самая дорога, которая делит людей на два совершенно разные категории: одни предпочитают жить здесь  теперь, другие все еще надеются на изменение своей жизни к лучшему… А вот и наши героини приехали, чтобы попробовать уговорить Лукашина написать заявление для снятия ареста с квартиры. А на самом деле, их сейчас волнует вовсе не эта квартира. 

В переулок заезжает машины, из нее выходят Галина и Надежда и идут к служебному входу. Им навстречу попадается пьяный мужик (как всегда в эпизодической роли - Э. Рязанов). Они его обходят стороной.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Внутри их, конечно, встретит компания слегка выпивающих после работы мужчин. И снова прозвучат слова старой песни: «Главное, ребята, сердцем не стареть!».

Женщины медленно открывают одну, затем другую дверь, входят вовнутрь.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Вот так, они обе перешли из разряда меняющих квартиры в разряд моющихся в предновогодней бане. Теперь для меня есть поле для маневра – можно их заставить вновь спорить за Лукашова, и в этом споре одна и другая вновь получат шанс на достойную женскую жизнь. Можно придумать так, что они сейчас назло ему пойдут и плюхнуться в своих шубах сначала в холодную, а затем в горячую ванну, можно еще придумать ряд эффектных трюков, и в конце они придут в себя, станут молодыми, снова красивыми и… но сейчас меня больше волнует моя главная героиня! Мне надо перевести ее сейчас слева направо: из пространства жизни в пространство судьбы.

Камера выходит на Гиляровского. Мимо нее в переулок проезжает машина, останавливается возле бани, из нее выходят несколько человек, заходят в главную дверь.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: По Гиляровскому уже несколько лет как не ходят трамваи, тот самый дом, в котором в семидесятых была потайная дверь под согнутым гвоздем, тоже уже снесен, а на его месте потихонечку возникает еще один лужковский небоскреб. Так что этот путь на небеса уже не работает! Приходится вновь и вновь следить за этими странными туннелями из обыденной жизни в мир мечты… Тоже странный парадокс! Пространства обычной жизни и судьбы встроены одно в другое, но как – это сейчас нам и предстоит понять!         

Снова движется назад, в переулок. Звучит саунд-трэк из «Иронии судьбы»: «Под крылом самолета о чем-то поет…».

ГОЛОС ИЗ РАЦИИ: Серый «Нисан» московский номер 293 ро принадлежит Бартеневу Виктору Анисимовичу, проживающему по адресу Севастопольский проспект 6 квартира 12.  Кто эта женщина за рулем пока не известно, очевидно, управление по доверенности. Прием!

Ответный хрип.

ГОЛОС ИЗ РАЦИИ: Вас понял!»

 

 Пушкин-Грилленкопф Ю. А.
www.psymoct.com