ТАМ
Вместо
предисловия
«Там,
на Западе, как и положено, все менялось плавно и постепенно. Там в недрах старого уклада (назовем его
рыночным или экономическим) и старого типа хозяйствующих субъектов (назовем их
бизнесменами) появился и уже дольше полувека разрастается сверх-, вне- или метарыночный уклад
(постиндустриальный, постэкономический) и
размножается новый субъект (предприниматель), пребывающий пока в
меньшинстве. Навстречу медленному
прорастанию нового уклада эволюционирует государственное регулирование. Внутри
системы государственных институтов проклёвываются мета-, пост-,
квазигосударственные».
С. Чернышев, «Неудержимая власть», март 2000 г. E-male.
«Мы хотели лишь показать, какое продолжение (и какие
последствия) получили в идеологии XIX века основные идеи алхимии, уходящей своими корнями в
доисторические времена… полезно помнить, что единственная сопоставимая с ним
революция в прошлом человечества – открытие земледелия – вызвало потрясения и
духовные срывы, тяжесть которых мы с трудом можем себе представить. Почитаемый
мир охотников-номадов исчезал вместе со своей религией, мифологией, моральными
установлениями. Потребовались тысячелетия для того, чтобы окончательно
заглушить стенания представителей «старого мира», приговоренного земледелием к
смерти».
М. Элиаде,
«Азиатская алхимия», «Янус-К», М. 1998, с.252.
«Вызвал однажды Г.П.Щедровицкий к себе товарищей
Денисова, Губайдулину и Шнитке:
- Ну-с, товарищи, - потирая руки, сказал он - как это у вас обстоят дела с
гетерогенными сложно-популятивными объектами?
- Ничего, - дружно отвечали товарищи композиторы. А
товарищ Денисов, который по совместительству был математиком, сказал:
- Множества умножаются.
- Так-так - сказал Г.П., рисуя морковку, - а что у
нас происходит с табло сознания?
- Ничего, - дружно отвечали товарищи композиторы. А
товарищ Денисов, который по совместительству был математиком, сказал:
- В сознании
процессуально-инструментальные сдвиги не происходят. Поэтому сознания у нас нет,
и табло его тоже. А есть у нас мышление, в котором сильно-организованные
структуры образуют организованности, с позволения сказать, материала. Так он
кучами у нас там и лежит.
- Это хорошо, - ровным голосом сказал Г.П., - когда
много людей в разное время и в разных местах осуществляют акт насвистывания. Мы
должны быть готовы к этому, и иметь наготове солидный мыслемузо-инструментарий,
как то: топоры, каски, огнетушители, брандтсбойты, чтобы потушить пожар любви.
- Вот это да! - сказали товарищи композиторы, и уши у
них запылали синим пламенем».
«Теперь о музыке», А.Сучилин, Л.Тихонович, 2000, E-male.
Комментарии к
рисунку.
- Стратификация
на каждом шаге меняется. Та, что предложена – соответствует ныне
задействованному проявлению за экономическим слоем некоего
«информационного». «Пост-информационный»
слой видится, естественно, как лежащий за ним, еще более «невидимый», и
поэтому носящий лейбл «после видимого».
- Мы как всегда оказались с «открытым
небом». «В России, невзирая на робкие попытки рационализации, все время
сохранялось отношение к власти как к чему-то сакральному. Открытые
претензии на нее и поныне здесь табуированы. Западная
рационально-легитимная форма суверенитета у нас, едва возникнув, уже
исчезает. Куда быстрее, кстати, чем на исторической родине» (С. Чернышев, Ibidem).
- Куда
податься бедному «композитору» в этих условиях? Обслуживать очередной
виток борьбы за то, что так быстро исчезает? Или попробовать спрятаться в
какой-то маленькой деятельности, очень похожей на любую иную? А самому –
«в стол, для вечности, для будущих поколений и публикаций!…»
- «Что
делать?» Почти по Чернышовскому-Н.Ленину-Пелевину.
- «Что-то мешает
всерьез отнестись к этой игре с властью в вопросы и ответы. Куда важнее
было бы обсудить неявные предпосылки, которые предопределили отбор
вопросов в качестве «актуальных» и их формулировку. По старинной русской
традиции принято проглатывать оные предпосылки, не разжевывая, а еще лучше
- игнорировать либо отрицать сам факт их существования. Но есть основания сомневаться в
основательности необсуждаемых оснований. Ведь
если фундамент рухнет, воздвигнутые на нем «повестки» и «сценарии» мигом
обратятся в пыль» (Ibid.).
- «Еще
пример: пожилая женщина задалась целью накопить
во что бы то ни стало десять миллионов рублей. Она отказывала себе во
всем, существовала буквально впроголодь, не позволяла себе покупать даже самое необходимое —
жила без телевизора и холодильника, сидела в потемках, экономя
электроэнергию. Когда на ее сберкнижке оказалось ровно десять миллионов,
женщина заболела и умерла. Ведь цель, которую она сама себе поставила,
оказалась достигнутой»."
- Поставим,
помятуя о печальном исходе для пожилой женщины
неправильно сформулированной задачи, сформулировать нашу проблему/задачу,
не прибегая к описанию слишком уж конкретной или «видимой» уже ее части. В
этом смысле термин (а точнее некий
жест в сторону еще даже не проглядываемого слоя) «пост-информационный» становится очень удобным и
даже рабочим, так как позволяет обсуждать некое пространство без замыкания
его на каждый «очередной миллион рублей».
- Здесь мне хотелось бы сделать некую
паузу. Торжественную. Ну как же – предисловие и обильные чужие цитаты
заканчивается, теперь я буду говорить О СВЯТОМ.
Очень строго и торжественно. О своем всегда
хочется так говорить, причем, еще лучше, сели это будет общественная
проблема. Пьедестал, как минимум) обеспечен. Чтоб
слышнее было. Для тех, кто не смог пробиться «к телу». И слушает издалека
или мимоходом. «Остановись, прохожий, я вещаю!» - так и хочется бросить
ему вслед. Поэтому – стихи:
«Мощную руку меж яйцев моих запустила,
Приподняла,
Легко.
Не отпустила.
Даже когда
Почувствовала
боль
Или,
Вернее,
Безумную тяжесть в груди». «Сорокъ+Сороко Вл.».
- «Там
нет места для экспертного знания, для корпоративной технологии принятия
решений, для стратегических культурных
инвариантов»(Ibid.).
- «Понимаете,
что это все значит? То, что мы постоянно находимся в самой гуще «супа» из
неосознанных импульсов и энергетических выбросов, исходящих от окружающих.
Они и порождают патологические связи, вызывая болезни и калеча нашу
энергетическую сущность»."
- «Короче,
для непонятливых: постиндустриальных предпринимателей в принципе
невозможно обложить налогами, даже если они сами страстно того пожелают и
добровольно сдадут валюту. По той же причине, кстати, из-за которой
невозможно взимать феодальный оброк с брокера фондовой биржи (при всем их
созвучии) или изловить электронную трансакцию ковбойским лассо» (Ibid.).
- «Один раз товарищ
Жданов вызвал к себе товарища Шостаковича, товарища Прокофьева и товарища Мурадели и говорит:
А знаете ли вы, товарищи, что было такое время, когда музыки совсем
не было?». («Теперь о музыке», А.Сучилин, Л.Тихонович). Увы, кажется,
«музыка» была всегда. Не всегда люди жили в мегаполисах. И не смотрели телевизор (CNN). Пока люди-собиратели жили в лесу или горах, то процент
собственно «человеческого» в окружающей их «музыке» был не очень велик.
Остановивших, а затем, включив телевизор, человек «перечеловечился».
Теперь ему срочно требуется - в виде горькой микстуры! – избавиться от человеческого (слишком человеческого – злобы, зависти,
ревности, жадности и т.д.). И речь не идет о новых законах тишины,
правилах поведения на улице. «Человеческая музыка» должна прекратиться в
самом человеке, т.е. в общественном организме.
- А как же строить тогда предпринимателям строить «схемы из
бизнесов»? Пусть даже «предпринимательские
схемы имеют надэкономическую, информационную
природу» (Ibid.). Опять же – делаем жест (см.
рядом).
- «Тот, кто хочет отправиться
строить новый мир, должен сначала увидеть буквы на своем лице». («Тайна
хуруфитов и ее забвение»).
- Чё? Чо??
- Пока всё…
Пушкин-Грилленкопф Ю. А.
www.psymoct.com